Ардзинба разбушевался

08-03-2024 18:29:16 Конфликты

Так называемый министр иностранных дел Абхазии Инал Ардзинба уже в который раз повел себя не как дипломат, а скорее, как надзиратель колонии строгого режима.

На сей раз, оторвавшись от телефона своего водителя, с помощью которого он так старательно распространял в телеграм-каналах отнюдь не дипломатические комментарии, 29 февраля господин Ардзинба вызвал представителя Программы ООН по развитию в Сухуми Вардона Ходжа и выразил недовольство по поводу публикации на официальном сайте Агентства США по международному развитию (USAID) информации с указанием целей и задач финансирования проектов ПРООН, а именно, "деоккупации Абхазии" и "противодействия пагубному влиянию Кремля". "Министр" потребовал опровержения на официальном сайте ПРООН целей проекта, финансируемого USAID, а также публикации информации с указанием списка абхазских информационных ресурсов, финансируемых ПРООН, целей, задач и объемов их финансирования. Более того, он обозначил точные до минуты сроки публикации требуемой информации, заявив, что в противном случае "оставляет за собой право на принятие своевременных и адекватных мер реагирования, что может подразумевать и правовые последствия". О каких именно последствиях идет речь, «первый дипломат» Абхазии не уточнил.

7 марта Офис Программы развития ООН в Сухуми распространил ответ на этот запрос, и на доступном для Инала Ардзинба языке объяснил простые истины функционирования ООН, о которых "первому дипломату" Абхазии следовало бы знать самому. В частности, в ответном заявлении подчеркнуто, что ПРООН как международная организация не может комментировать информацию, опубликованную на сайтах других международных организаций или агентств. Программная деятельность ПРООН строго следует своему глобальному мандату, направленному на достижение целей ООН, изложенных в Уставе, а также поставленных задач по построению более устойчивого мира. Что же касается конкретно программы «Партнерство для устойчивости», против которой безосновательно ополчился Инал Батувич, то она всего лишь поддерживает пострадавшее от конфликта население, что способствует повышению уровня безопасности и устойчивости местных сообществ.

Господина Ардзинба ответ, конечно же, не удовлетворил. Во-первых, он ожидал опровержения на официальном сайте ПРООН. Во-вторых, по мнению "министра", в заявлении используется "неправильный" термин “сообщество”. На всякий случай Ардзинба напомнил (скорее, самому себе), что "Абхазия – это суверенное независимое государство”. Ну и в-третьих, "министр" остался очень недоволен тем, что не получил список так называемых “предателей”, которые, по его мнению, осуществляют попытки дестабилизации внутриполитической ситуации.

Чтобы понять, в чем проблема на самом деле, необходимо знать, что вот уже несколько лет все международные организации, оперирующие в Абхазии, осуществляют свои проекты только по согласованию с де-факто МИД, а после их завершения предоставляют ему полный отчет о проделанной работе и достигнутых результатах. ПРООН, которая функционирует в Сухуми еще с начала 90-х, полностью подчиняется этим правилам, и претензии к ней, впрочем, как и к другим организациям, никогда не предъявлялись. И совершенно правильно! Ведь оказывать поддержку своему народу самостоятельно "правительство" Абхазии не в состоянии, а всецело зависеть в этом вопросе от России, которая одной рукой дает, а другой отнимает, нецелесообразно.

По словам самого же Ардзинба, общий объем финансирования всех проектов ПРООН в Абхазии составляет более 20 миллионов долларов США, что приблизительно соответствует пятой части годового бюджета самой Абхазии. При этом «министр» отмечает, что эти средства идут, в том числе, конкретным абхазским информационным ресурсам, которые пытаются дестабилизировать общественное мнение в республике. Однако де-факто министр умалчивает о том, какую важную роль играет ПРООН в развитии Абхазии.

Забывает об этом и «президент» Аслан Бжания. На недавней встрече с представителями Общественной палаты он усомнился в том, что на деньги, выделяемые международными донорами, строятся школы, стадионы или другие объекты общественного пользования. Хотя откуда ему знать, что делается в Абхазии, если он и его молодые «министры» посещают своих московских кураторов чаще, чем сограждан, живущих за пределами Сухуми... А вот по словам представительницы Центра гуманитарных программ Лианы Кварчелия, одна только абхазская НПО «Национальные ресурсы» в одном из сёл Гудаутского района построила маленький стадион, оборудовала небольшой ипподром с конюшней, отремонтировала местные столовые, и все это было сделано за счет международных грантов.

На одном из абхазских «проправительственных» телеграм-каналов был опубликован список проектов, осуществляемых международными организациями на месте. В нем можно увидеть, что ПРООН занимается в Абхазии такими ключевыми вопросами, как развитие сельского хозяйства и сельских местностей, улучшение доступа к базовым социальным услугам, усовершенствование профессионального образования, содействие устойчивости к климатическим изменениям, повышению уровня экспертизы и потенциала организаций гражданского общества.

Но недавно на том же телеграм-канале директора «Национальных ресурсов» Цизу Гумба буквально приравняли к предателям за то, что она участвовала в одном с грузинской НПО проекте. А ведь проект касался такой аполитичной темы, как внедрение цифровых технологий в специализациях профессионально-технического образования с целью совместных усилий по обеспечению роста занятости...

Если верить абхазскому руководству, получается, что участие в проектах на благо Абхазии - это измена и предательство, а вот раздача властями абхазской собственности – пик патриотизма. Однако из всего вышесказанного напрашивается вывод, что обвиняя ПРООН, а вместе с ней и своих сограждан в несуществующей теории заговора, "министр" Ардзинба и другие представители абхазских властей руководствуются не интересами Абхазии и даже не желанием изгнать международных партнеров, а единственной целью - убедить население в необходимости принятия пресловутого закона об иностранных агентах.

Как бы кто не пытался посягнуть на свободу слова, именно активное гражданское общество и независимые медиа являются гарантом развития любого нормального общества. А Инал Ардзинба, видимо, привыкший во время нахождения на службе в Кремле к условиям, когда инакомыслящих просто гнобят, а то и вовсе убивают в тюрьмах, теперь пытается внедрить подобную практику в абхазское общество. Только не стоит забывать, что хотя бы на бумаге Абхазия - это пока ещё не совсем Россия.

Екатерина Цанава

Новости

Другие новости