Откроется ли железная дорога через Абхазию?

20-03-2024 15:50:30 Конфликты

И в Сухуми, и в Тбилиси на днях разгорелся мини-скандальчик, который, тем не менее, касается темы не просто значимой, но и стратегически важной, причем не только для грузии и абхазов, но и, что самое главное, для России. Речь снова идет о железной дороге.

Как оказалось, близкий с одной стороны, к Кремлю, а с другой к «Грузинской мечте» бизнесмен Давид Хидашели в личном разговоре с депутатом из окружения Самого Вождя, миллиардера Бидзины Иванишвили, обсуждал вопрос возможности открытия железнодорожного движения через Абхазию. Правда, вышло все не очень красиво. Встреча состоялась в более чем публичном месте, в ресторане. Как оказалось, бизнесмен имеет странную привычку говорить громче, чем надо, и в итоге случайно оказавшиеся поблизости оппозиционеры услышали детали разговора. Как и следовало ожидать, они подняли нешуточный шум, и почтенному политику пришлось оправдываться – мол, не виноват я, он сам пришел, а я только слушал, и ничего не говорил.

Так или иначе, сегодня тема ЖД через Абхазию приобрела совершенно новое звучание.

Всего 2 года назад, до вторжения России в Украину, возможное открытие железной дороги интересовало разве что армян, которые примерно раз в полгода поднимали эту тему. Понятно, что для Армении это важнейший вопрос – главным ее торговым партнером является Россия, с которой она не граничит, и связывает их единственный коридор из Армении в РФ – по Грузии.

Все бы ничего, но между Грузией и Россией действует только автомобильное сообщение, проходящее к тому же через исключительно проблемный с точки зрения погодных условий Крестовый перевал. Из-за погоды он закрыт чуть ли не треть всего года, зимой - из-за снегопадов и лавин, летом – из-за селевых потоков. В общем, Верхний Ларс – это проклятье для армянского народа и армянских грузоперевозчиков.

Однако за пределами Армении к данному ЖД-маршруту не проявляли никакого интереса, Тбилиси и Сухуми - по политическим соображениям, Москва - из-за равнодушия и отсутствия значимости данного транспортного коридора. Армянам нужда дорога? Ну вот пускай у армян и болит голова, мы тут вообще при чем?

Так было многие годы, и вопрос о возможности открытия ЖД-сообщения через Абхазию оставался на задворках общественного внимания.

А потом случилось 24 февраля, и все изменилось на 180 градусов. В ответ на вторжение России в Украину ее обложили разного рода санкциями и добровольными ограничениями, что привело к значительному усложнению логистики - для российских грузоперевозчиков попасть в Европу стало задачей не из простых.

И вот тут-то неожиданно для всех стало актуальным то, на что раньше всем было плевать, кроме армян – ЖД через Абхазию. Она дает возможность наладить железнодорожное сообщение с главным европейским хабом России – Турцией. Идеальный маршрут, без пересадок и перегрузок, без сложностей, который возникают при мультимодальных перевозках – с поезда на судно, потом снова на поезд, потом снова на судно и т.д.

Турция - это одно, но открытие абхазской железной дороги позволяет России максимально сблизиться со своим вторым по значимости после Китая союзником – Ираном. Сегодня между ними имеется полноценное морское сообщение, но оно не может заменить железную дорогу по скорости, надежности, и удобству. Также, как и в случае с Турцией – идеальный коридор. Загружаете контейнеры в Тегеране и они у вас в Москве через 3-4 дня…

Оба этих маршрута имеют принципиальное значение для России, и поэтому, если раньше об открытии ЖД говорили только армяне, то теперь все чаще и чаще тему поднимает Москва.

Поскольку Давид Хидашели – скорее российский бизнесмен, чем грузинский, он, вероятно, в большей степени соблюдает интересы России, чем Грузии, и поднятие этой темы с его стороны совершенно точно означает, что Кремль конкретно заинтересован в открытии нового маршрута.

Однако огорчу русских и армян, и обрадую абхазов – конечно, когда имеешь дело с «Грузинской мечтой», никогда не стоит говорить «никогда», однако на данном этапе правительство страны категорически отказывается открывать железную дорогу через Абхазию.

Да, экономически это очень выгодно: Грузия – страна транзитная, и каждый новый логистический маршрут – это дополнительные доходы, которые будут нелишними. Соответственно, финансовая целесообразность диктует Тбилиси со всех сторон – «соглашайся!». Но политика – это не только бизнес. Даже бизнес, и тот не всегда руководствуется торгашескими принципами, и на самом деле не все на свете продается.

Экономически выгодный транзитный коридор блокируется политикой. Все вопросы можно согласовать и, так или иначе, найти выход из любой проблемы. Но остается одна маленькая тема, из тех, что принято называть техническими.

Это как бы преуменьшение значимости, когда взрослые люди говорят, что достигли соглашения по всем конкретным вопросам, кроме «некоторых технических деталей». Витиеватая фраза вроде как говорит – «ничего сложного, сейчас мы быстро договоримся. Это же всего лишь технический вопрос»... Ну да, всего лишь технический вопрос, ответить на который не могут ни грузины, ни абхазы, ни русские...

«Таможню и пограничные пункты где ставим?» - звучит простой вопрос, который несмотря на свою, казалось бы, мелочность, в течение многих лет неизменно срывает даже попытки начала переговоров по поводу открытия дороги.

Есть лишь 2 варианта размещения таможни. На Ингури – это означает, что Грузия не то чтобы прямо и открыто, но все же признает независимость Абхазии. Второй вариант – на Псоу, что будет означать фактически отказ Абхазии от суверенитета и признание себя частью Грузии, хоть и формально.

Не существует в мире финансовой выгоды, ради которой Грузия согласится на таможенный и пограничный КПП на реке Ингури, а абхазская сторона – на Псоу. Грузия – страна транзитная, и уж кому-кому, а нам, как говорится, сам бог велел открывать новые выгодные маршруты, в том числе через Абхазию, но не любой ценой. Выгода есть, и она очень большая, но фактическое признание независимости Абхазии – слишком высокая цена, которую грузинское общество явно не готово платить за выгоды от транзита.

Не поможет этому и соглашение о коридорах, подписанное Грузией и Россией в 2010 году, предусматривающее возможность установления контроля над торговыми потоками из России в Абхазию и Цхинвали. Оно – про торговлю, но таможня и пограничники – это неотъемлемые части государственного аппарата, которые не заменить никакими швейцарскими частными компаниями.

Для Тбилиси это еще и вопрос взаимоотношений с Россией. Открыть сейчас дорогу через Абхазию – значит признать не только то, что Грузия начинается на реке Ингури, а не на Псоу, но и то, что она – союзник Москвы, помогающий ей обойти международные транспортные санкции, а главное – открыть идеальный маршрут до территории ее нового союзника Ирана. Открыв дорогу России, Грузия станет не просто союзником Запада, который не хочет испортить отношения с Россией, но уже и полноценной частью оси зла.

Зная «эластичность» нашей власти, в случае, если Путин потребует это в более жесткой, ультимативной форме, а финансовая выгода станет слишком уж соблазнительной, не исключено, что она изменит таки свое мнение, но сегодня открытие ЖД- сообщения через Абхазию – скорее теория, чем возможная реальность.

Так что не стоит «министру внутренних дел» Абхазии Роберту Киуту слишком уж нервничать по данному поводу – пока никаких движений в этом направлении не намечается.

Тенгиз Аблотия

Новости

Другие новости