Закон об апартаментах: неудавшаяся попытка номер два

26-07-2024 18:58:26 Конфликты

25 июля формальные инициаторы злополучного законопроекта об апартаментах, внесенного на рассмотрение в «парламент» Абхазии под благозвучным названием «О мерах по повышению уровня социально-экономического развития Очамчирского, Ткварчельского и Гальского районов», для разрядки общественной напряжённости и сохранения стабильности решили его отозвать.

После того как "комитет по экономической политике, реформам и информационным технологиям" рекомендовал законопроект к рассмотрению на сессии «парламента», в Абхазии началась волна массовых протестов. Причем это решение встретило серьезное сопротивление как среди широкой общественности, так и среди самих "депутатов", почти половина из которых выступала категорически против принятия законопроекта. Союз интеллигенции, герои Абхазии, политические объединения, представители неправительственного сектора и отдельные граждане открыто выражали серьезную озабоченность, призывая де-факто власти отказаться от "суицидальной" политики. Несколько дней по всей Абхазии проходили митинги, люди высказывали свое мнение с улицы, ведь на самом заседании "комитета" им это сделать не удалось. Эскалация ситуации привела даже к столкновениям со стражами порядка и 30-дневному аресту активиста Джансуха Адлейба.

Критики небезосновательно опасались, что массовое строительство и продажа апартаментов иностранцам приведет к росту цен на недвижимость и сделает жилье недоступным для местных жителей. Некоторые считали, что апартаменты могут создать опасную конкуренцию для абхазских бизнесменов и работников туристической отрасли. Многие указывали на дефицит энергоресурсов и проблемы с водоснабжением, выражая опасения, что электроэнергия и вода для обеспечения многоэтажек будут поступать из близлежащих сел, что ухудшит доступ к этим ресурсам для местного населения. Рассматривались и возможные экологические последствия, так как любое строительство несомненно несет в себе угрозу для окружающей среды. Однако главная обеспокоенность противников законопроекта заключалась в том, что массовая продажа недвижимости иностранцам, особенно гражданам России, и их последующее заселение может резко ухудшить и без того сложную демографическую ситуацию и привести к дальнейшему подрыву «суверенитета Абхазии». Именно поэтому законопроект прозвали «троянским конем», который способен усилить влияние России в регионе и способствовать фактической колонизации Абхазии.

Наряду со вполне разумными аргументами противниками законопроекта приводились и крайне алогичные. Например, председатель политической партии «Апсны» Виталий Габния заявил, что апартаменты в восточной части Абхазии нужны не россиянам, а Бидзине Иванишвили, который якобы планирует скупать абхазскую недвижимость через подставных лиц. Если все предыдущие аргументы имели под собой основательную почву, то последний не выдерживает никакой критики и, по сути, выглядит как конспирологическая теория. Слухи о том что Иванишвили приобрел чуть ли ни часть Абхазии, появлялись за последние годы уже не раз, однако никаких подтверждений никем до сих пор представлено не было.

Но вернемся к основной теме. Вопрос приобретения недвижимости в Абхазии уже давно волнует кремлевских чиновников. Помнится, пункт о снятии законодательных ограничений на продажу недвижимости иностранным гражданам был даже внесён ими в «Программу формирования общего социально-экономического пространства». Впоследствии из-за негативного общественного резонанса он был изъят из документа, но, как оказалось, не из политической повестки. Сам де-факто секретарь Совбеза Сергей Шамба в заявлении, поддерживающем строительство апартаментов, фактически признавал, что провал этого проекта будет означать ухудшение отношений с Москвой. Да и "президент" Бжания призывал учитывать тот факт, то многие проблемы Абхазии решаются в Кремле.

Следует отметить, что законодательный запрет на продажу жилья не гражданам Абхазии был введен еще в 1995 году, что на тот момент было связано с политическими причинами, в том числе с возможностью возврата грузинских беженцев. Несмотря на попытки каждого нового лидера отменить этот запрет, ограничения остаются в силе по сей день. Однако россияне все же рискуют обходить «абхазские законы», покупая недвижимость на подставных лиц, по завещанию или по доверенности. При этом они по большей части сталкиваются с мошенническими схемами, что в результате оборачивается крупными финансовыми потерями и издержками для здоровья.

В то же время, на покупку коммерческой недвижимости никаких ограничений в Абхазии нет, и иностранцы, в том числе россияне, желающие открыть в Абхазии гостиницу, офис, или другой коммерческий объект, могут спокойно это сделать.

Именно поэтому в 2023 году Аслан Бжания попытался решить проблему недвижимости окольным путем, инициировав «Законопроект о регулировании правового статуса апарт-отелей и апартаментов». В частности, в нем говорилось, что апартамент является коммерческим помещением, а значит разрешен к приобретению иностранцами. Но и эта попытка оказалась тщетной, и общество «законопроект» не приняло.

В связи с этим Бжания решил видоизменить законопроект и представить его как план социально-экономического развития Очамчирского, Ткварчельского и Гальского районов, видимо надеясь, что идея застройки в районах, расположенных вдали от Сухуми, будет воспринята менее болезненно. На заседании "комитета" он всеми правдами и неправдами пытался убедить «депутатов» и общественность в правильности принятия данного закона. В своей речи Бжания акцентировал внимание на нескольких ключевых аспектах, которые, по его мнению, могут принести значительные выгоды для региона. Это и экономические перспективы в виде инвестиций, и развитие туризма с дополнительными доходами для местного населения, и социальные выгоды, что, по его словам, приведет к созданию новых рабочих мест и поможет сократить внутреннюю трудовую миграцию. В качестве аргумента он привел и политический аспект, выражая откровенные опасения по поводу улучшающихся российско-грузинских отношений и говоря о необходимости использования своих политических и дипломатических возможностей.

Для пущей убедительности в «законопроект» были включены некоторые нормы, ограничивающие права собственников. В частности, апартаменту присваивался статус коммерческого помещения, непредназначенного для постоянного проживания, и изменить этот статус было бы невозможно. Таким образом де-факто власти пытались минимизировать риск массового наплыва российских граждан. Более того, де-факто власти уверяли, что в апартаментах невозможно будет прописаться, и их приобретение не дает права на упрощенное получение «гражданства» Абхазии.

Для ярых грузиноненавистников даже рассматривались механизмы недопущения приобретения жилья грузинами. Так, Бжания предложил внести в «закон» оговорку, запрещающую продажу апартаментов лицам грузинской национальности, не проживающим на территории Абхазии. В свою очередь, глава Гальской администрации Константин Пилия выдвинул идею о проведении проверки безопасности потенциальных покупателей на предмет их участия в военных действиях или подрыве «независимости» Абхазии.

На первый взгляд всё казалось довольно выгодным для абхазской экономики: инвестиции, приток туристов, создание новых рабочих мест. При этом были предусмотрены гарантии для недопущения массового переселения россиян. Но так ли это на самом деле?

Сторонники законопроекта утверждали, что апартаменты будут использоваться только как нежилые помещения, и граждане России не будут проживать в них круглогодично. Депутат Резо Зантария, один из формальных инициаторов «законопроекта», использовал аргумент, что апартаменты будут неинтересны для длительного проживания, особенно в зимний период, когда климатические условия в Абхазии становятся менее привлекательными. По его словам, в холодное и дождливое время года людям не захочется долго оставаться в апартаментах, и они предпочтут уехать после короткого пребывания, максимум на 55-60 дней. «Кто с комфортом туда может прийти и зимой, когда идет ливень, дождь, сырость, сидеть и смотреть на море? Ну день посмотрел, два, три, а потом что будет делать? Потом скажет – нет, погода не позволяет, я поехал…» - заявлял он. Однако такая позиция вызывает вопросы. Во-первых, господин Зантария полагался лишь на настроение собственника и погодные условия в Абхазии, но не учитывал другие возможные мотивы для длительного проживания, такие как бизнес или семейные обстоятельства. Также оставалось неясным, как «законопроект» предполагал регулировать ситуацию, если собственник апартаментов решит остаться на более продолжительный срок. На фоне подписанного между Россией и Абхазией «соглашения» о признании и приведении в исполнение судебных и арбитражных решений по экономическим делам, вопрос контроля и ограничения пребывания собственников в их же недвижимости представляется весьма сложным.

Так что говорить о каких-либо гарантиях временного проживания россиян на правах гостей было просто неуместно, как и о невозможности приобретения "гражданства". Сомнительно, что Кремль так активно продвигал этот вопрос только ради нескольких десятков квадратных метров для своих граждан в районах с неразвитой инфраструктурой и при этом намеревался пополнять бюджет Абхазии. Вероятнее всего, за этим последовали бы новые требования и уступки, углубляющие зависимость Абхазии от России.

Ну а учитывая условия проекта инвестиционного соглашения между Сухуми и Москвой, которые предусматривают освобождение от уплаты налогов на имущество и на прибыль в течение восьми лет с момента ввода в эксплуатацию построенных объектов, заявления о предполагаемых доходах в бюджет тоже кажутся, мягко говоря, неубедительными.

Как хрен не назови, слаще он не станет, и суть законопроекта, независимо от его названия и места реализации, не изменилась, как и не изменилось отношение к нему абхазского общества, прекрасно осознающего истинное положение вещей. Господину Бжания пришлось прислушаться к мнению народа и отозвать законопроект несмотря на то, что строительство апартаментов не только способствовало бы укреплению отношений с Москвой, но и отвечало бы его личным финансовым интересам.

Екатерина Цанава

Новости

Другие новости