К чему Россия принуждает Абхазию, заставляя инициировать вопрос открытия сквозного железнодорожного сообщения

01-03-2021 17:56:58 Конфликты

В 2011 году, желая вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия при участии Швейцарии подписала с Грузией «Соглашение об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Условия договора предусматривали независимый мониторинг всех торговых коридоров между двумя странами, в том числе и на территории Абхазии и Южной Осетии.

Согласно подписанному документу, нейтральные наблюдатели из швейцарской компании SGS должны были разместиться на границе по периметру реки Псоу, а сама территория Абхазии обозначалась точками координат. Кроме того, предполагалось закрытие всех существующих абхазских таможенных постов как на российско-абхазской границе по реке Псоу, так и на грузино-абхазской границе по реке Ингур.

В Абхазии очень болезненно восприняли данный документ и категорически отказались впускать на свою территорию представителей каких бы то ни было международных организаций. Кроме того, абхазское общество неоднозначно отреагировало и на сам факт того, что Россия в обход собственного признания независимости Абхазии решилась договариваться с Грузией об открытии через территорию республики сквозного торгового пути.

«2011 год стал этакой точкой отсчета, которая дала нам - жителям Абхазии понять, что собственная выгода для России превыше всех договоренностей и обязательств. Позже русские пытались объяснить нам, что так было необходимо и что это никак не повлияет на наши отношения. Но дело уже было сделано. Точки координат - вот какой видит Абхазию Россия. А мы все время говорим о каких-то союзнических и партнерских отношениях», - считает наш собеседник Аркадий.

Именно в тот период особенно активно стал обсуждаться вопрос открытия железнодорожного сообщения между Россией, Грузией и Арменией. Опять же - через Абхазию. Многие в республике еще помнят историю железнодорожного кредита, который Абхазии под весьма немалые проценты выделила Россия незадолго до подписания злополучного торгового соглашения. Два миллиарда рублей были даны Абхазии вроде как на ремонт железной дороги. Вот только сделано это было весьма странным и, если хотите, загадочным способом – без каких-либо предварительных расчетов и хоть сколь-нибудь серьезного экономического анализа. А ведь все было на поверхности. Тут и не специалист мог сказать, что вкладывать такие сумасшедшие суммы в тупиковую дорогу, через которую время от времени перемещаются мизерные грузы – дело бесперспективное. Так и случилось. Спустя годы, когда подошло время платить, что называется, по счетам, Абхазия поняла, в какую кабалу попала. Два миллиарда превратились в неподъемную ношу, от которой республика еще не скоро сможет избавиться. Но самым главным во всей этой истории стал факт того, что абхазская железная дорога, серьезно пострадавшая во время войны, как была, так и осталась в плачевном состоянии.

«Спустя годы я стала понимать, что вся история с железнодорожным кредитом - одна большая иллюзия, которую Россия создала специально для того, чтобы в итоге присвоить себе нашу железную дорогу. То же самое русские делают сейчас и с нашей энергетикой. Втягивая нас в непомерные долги, которые мы не сможет оплатить, Россия преследует далеко идущие цели. И абхазская железная дорога была первым звеном в этой большой цепи обмана», - считает наша собеседница Рита.

Вопрос открытия сквозного железнодорожного сообщения поднимался неоднократно. И каждый раз у этой темы появлялась масса защитников и противников. Однажды даже группа представителей армянской общественности Абхазии выступила с предложением начать широкое общественное обсуждение столь выгодного экономически для Абхазии вопроса. Но каждый раз, не успев развиться, тема заворачивалась, так как абхазское общество не желало обсуждать проект, в котором никак не учитывалась.

Очередной виток интереса к данному вопросу проявился в конце 2020 и начале текущего 2021 года. Сначала президент Абхазии Аслан Бжания вскользь обозначил тему, затем секретарь Совета безопасности Сергей Шамба более подробно прокомментировал инициативу абхазского Парламента, который обратился в Госдуму России с заявлением о том, что республика готова на равноправных условиях участвовать в проекте по открытию железнодорожного сообщения между Россией и Арменией через Абхазию.

Но у этой депутатской инициативы, как оказалось, была своя предыстория. По неофициальным данным, инициатива абхазского Парламента вовсе не его собственная, а что называется спущенная из Москвы. И не откуда-нибудь, а с самого МИДа России. И не просто инициатива, а некий трехсторонний договор между Россией, Грузией и Арменией. Российское дипломатическое ведомство ненавязчиво попросило, а лучше сказать потребовало от абхазских парламентариев под соусом большой экономической выгоды и заботы об армянском народе, для которого этот железнодорожный путь чуть ли не единственная возможность выжить, поднять вопрос открытия железной дороги.

Однако документ, тайно спущенный из Москвы, содержит ряд важных, ключевых моментов, и он не соответствует ранее подписанному между Грузией и Россией договору 2011 года, против которого Абхазия в свое время категорически выступила.

Ключевым отличием стала некая трехсторонняя договоренность – Россия, Грузия и Армения, по которой в документе часть абхазской железной дороги будет уже обозначена не только как координаты, а с уточнением Сохуми (грузинская транскрипция столицы Абхазии Сухум).

«Подписание данного документа, по заверению ряда представителей МИДа России, уже якобы согласовано с президентом Грузии и премьер-министром Армении. Нашему Парламенту нужно этот документ лишь обсудить и публично заявить о его полной поддержке. А дальше в дело вступит Россия», - сообщил наш источник в Администрации президента Абхазии.

Если говорить о деталях, то согласно спущенному варианту документа (который, справедливости ради нужно сказать, большая часть депутатского корпуса и в глаза не видела), осуществлять контроль над перемещением товаров вместо иностранной компании будут российские и грузинские службы, которые разместятся на границах по рекам Псоу и Ингур. То есть Абхазия станет некой нейтральной территорией, которая в договоре по-прежнему будет обозначена точками координат.

«Для чего сейчас этот вопрос опять поднимают, непонятно. Ясно ведь, что Абхазии сейчас не до железной дороги. А вот для России это как раз очень нужный проект. Заработать больших денег она не сможет, но на весь мир прославится как спасительница и заступница Армении», - считает наш собеседник Руслан.

«Не знаю в курсе ли этого тайного заговора русских в Грузии и Армении, но то, что для Абхазии этот проект кроме проблем не принесет никакой пользы – неоспоримый факт. И все эти россказни про нереальную экономическую выгоду, которая решит все проблемы Абхазии – обычный блеф. Вопрос лишь в том для чего именно сейчас Россия этот проект продавливает? Как бы это не стало попыткой отобрать у нас собственную железную дорогу. От России уже всего можно ожидать», - считает наша собеседница Лиана.

Сначала неподъемный кредит. Чуть позже беспрецедентный договор с Грузией. Потом вроде как полная тишина и редкие попытки принудить Абхазию вернуть крупнейший долг. В абхазском обществе все чаще появляются мнения, что инициируя обсуждение вопроса открытия сквозного железнодорожного сообщения, Россия пытается принудить Абхазию принять обозначенные ее условия. Ведь как ни как, крупное соглашение с Грузией об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами стало ее пропуском в ВТО, членство в которой она так боится потерять.

Кристина Авидзба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной Абхазии

_____________________________________________________________________________________

Мнения, высказанные в публикации, передают взгляды автора и необязательно отражают позицию редакции

Новости

Другие новости