Россия - Абхазия: “Гармонизация” без гармонии

21-10-2020 11:37:55 Конфликты

Наблюдая в последнее время за происходящим в Абхазии, в памяти сама собой всплывает известная фраза Вольтера: “Свобода – это не то, что вам дали, а то, чего у вас нельзя отнять”... Но философствовать не собираюсь – перейду сразу к фактам.

“Президент” Аслан Бжания создал-таки своим распоряжением рабочую группу подготовки предложений по “программе формирования общего социального и экономического пространства между Абхазией и РФ”. Как стало известно сначала из утечек, подтверждающихся источниками в “парламенте”, а позже подтвердил уже помощник “президента” по стратегическим коммуникациям Ренат Карчаа, присланный из Москвы еще в конце прошлого года соответствующий “план гармонизации законодательств” состоит из 46 позиций и касается практически всех важных сфер жизнедеятельности абхазского общества, в том числе – болезненных для него вопросов прозрачности “государственной” границы, снятия запрета на продажу недвижимости российским гражданам, вхождения российских инвесторов в абхазскую энергосистему и др.

Ну, а поскольку закрывать глаза на все более усиливающийся кремлевский прессинг (прекращение финансирования, фактическая медицинская блокада на фоне коронавирусной пандемии, ужесточение мер для пенсионеров и др.) в Абхазии перестали уже даже самые большие оптимисты, причислю к фактам и то, что сухумское руководство, оказавшись меж двух огней (Кремлем и собственным народом), принимает решения под мощнейшим давлением, рискуя войти в историю Абхазии с самым неблагоприятным имиджем, а то и вовсе быть чуть позже растерзанным собственным народом...

От того, видимо, и его долгое молчание на фоне звучащих из Москвы все менее двусмысленных “партнерских предложений”. Сналача были идеи Прилепина, Проханова, Жириновского и прочих о “необходимом” присоединении к России, позже – заявления Затулина о том, что “Абхазия, как государство, не очень успешно проходит испытание медными трубами”, и наконец - высказывания главы МИД Сергея Лаврова о том, что “собственность этнических русских и этнических грузин - граждан РФ в Абхазии – это предмет постоянного внимания России” и что теперь Москва будет “продвигать” эти вопросы “более энергично".

Откуда вообще сейчас возник вопрос положения и прав россиян в Абхазии? - Его поставил (понятно, что не случайно) на встрече с Лавровым один из трех интервьюеров – главный редактор «Комсомольской правды» Сунгоркин. И пока сухумские “власти” молчали, Сунгоркину ответили в соцсетях:

“Удивил сегодня главред «Комсомольской правды» Сунгоркин В. своими утверждениями на встрече с С. Лавровым о положении русских в Абхазии. […] Абхазию он не посещал, а его утверждения больше похожи на грузинскую пропаганду, ничего общего с правдой не имеющую. Касаемо споров с недвижимостью, включая криминальные случаи, жертвами становятся и абхазы тоже, а не только русские. Русские в Абхазии - полноправные граждане нашей страны, как и представители других народов, со всеми вытекающими правами. И придавать проблеме национальный оттенок - большая ошибка. Далее - Республика Абхазия во всех случаях вела себя с Россией как надёжный друг и союзник, в отличие от других (по Турции, Сирии, Украине, Армении). И последнее - в Абхазии русский язык никак не притеснён и в использовании на ровне с абхазским, рубль российский используется как валюта государства, русские школы функционируют, передачи на русском языке присутствуют на телеканалах Абхазии. А теперь вопрос господину Сунгоркину: Есть ли вторая такая страна в мире, где так вольно дышит русский человек? Пусть ответит!”.

Если до сих пор, на фоне усиления тревожных посылов из Москвы ощущение неладного в абхазском обществе нарастало, то теперь – после “президентского” распоряжения стало ясно, что опасения были небеспочвенны, и что кремлевский “план гармонизации” – это “предложение”, от которого Сухуми сложно будет отказаться. В соцсетях зазвучали требования к “властям”, обсудить все вопросы с народом:

“Всех интересует, по каким пунктам, по каким статьям будут изменения. Из распоряжения [“президента” Бжания – ред.] этого не поймешь – оно неинформативно. Нам должны четко и открыто сказать обо всем и устроить общественное обсуждение, если хотят, чтобы все прошло спокойно”;

“То, что должна быть проведена реформа, понятно, но о каких именно пунктах идет речь и с чем мы – народ в итоге будем иметь дело? Особое опасение вызывают три пункта – госграница, пересмотр закона о гражданстве и о недвижимости. Все эти проблемы должны решаться прилюдно, а не закулисно. Прежде чем выносить в парламент, надо советоваться с народом - иначе получим большие проблемы. Ведь в любом случае, в итоге ничего не утаишь”.

Проанализировав московские “предложения”, целый ряд “подводных камней” обнаружили и абхазские аналитики. Заострив особое внимание на нескольких пунктах (пункт 2 - “отмена положения Закона РА «Об электроэнергетике», предусматривающего, что передающие сети в РА являются государственной собственностью РА и не подлежат приватизации», пункт 9 - “разработка закона «О стратегическом планировании», пункт 11 - “разработка нормативных актов, обеспечивающих российским банкам – кредиторам взыскивать задолженность по договорам займа и обращать взыскание на заложенное имущество в РА”, пункт 14 -«внесение изменений в действующее законодательство РА в целях снятия запрета на продажу жилой недвижимости российским гражданам», пункты 37-40 - “подготовка двусторонних актов в области таможенного регулирования; выработка общих подходов к формам таможенных документов”), они рекомендовали “совету безопасности”, организовать обсуждение данного проекта с участием “депутатов”, представителей профильных ведомств, научного сообщества и общественности “с целью выработки взаимосогласованной политики, отвечающей интересам национальной безопасности”.

“Власти” пришлось нарушить молчание, но ограничилась она пока лишь тем, что не вникая в подробности, попыталась представить населению суть российских “предложений” максимально мягко и мутно: “Общее социально-экономическое пространство – это когда две территории, две страны, два государства живут если не по единым, то по корреспондирующим правилам социальной и экономической жизни”... Среди “плюсов” для абхазской стороны она назвала “совершенствование законодательства в сфере улучшения иммунопрофилактики инфекционных болезней, пенсионного обеспечения, качества медицинского обслуживания граждан”; “максимальную синхронизацию правил таможенного регулирования с ЕврАзЭСЮ для облегчения порядка прохождения абхазских товаров через границу”, а также “регулирование вопросов охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, в частности индивидуальных предпринимателей”. И преподносится все это населению “вещами, которые должны продвинуть Абхазию, как правовое государство”. При этом, почему оно не продвигалось в этом направлении на протяжении 12 лет “независимости” и почему российский “стратегический партнер” решил начать процесс именно сейчас – никто из “власти” внятно объяснить не может, да и не желает. Москва же объясняет это просто – “родовой травмой абхазов” – и точка!

В таких условиях определиться с тем, насколько реальны “плюсы” московских “предложений” и даже если реальны, способны ли они перевесить риски и “минусы”, населению сложно. Но кроме него самого эта сложность, судя по всему, устраивает всех: Москва еще больше напирает, а сухумские “власти” объясняют негативный общественный резонанс “некорректной упаковкой вопросов на старте”, комментируя три особо сенситивных для общества вопроса “очень просто”: 1. “Границы могут быть жесткими и непроницаемыми, а могут быть условными, - все зависит от режима отношений между государствами, и установление общих правил управления, по замыслу (!), должно в значительной мере облегчить пересечение госграницы”; 2. “На тему снятия ограничений на продажу жилой недвижимости гражданам России очень много спекуляций, демагогии, фобий, а решение нужно принимать осмысленно”; 3. “Опасения в связи с вхождением российских инвесторов в энергетический рынок Абхазии понятны, но рынок диктует свои условия – его нужно приводить в соответствие с современными стандартами”.

А Москву, похоже, и вовсе не волнует, будут ли ее “дружески-партнерские предложения” одобрены населением Абхазии. Сухумским “властям” строго определили срок: представить окончательную версию “плана” не позже ранней весны 2021 года, а реализовать пожелания Кремля с 2021-го до 2023-го...

Для государств Закавказья (и не только) давно не секрет: если граничишь со страной с таким руководством, как нынешнее Кремлевское, рано или поздно, придется разбираться с серьезными проблемами. Теперь, видимо, с этой горькой правдой придется столкнуться тем, кто именно благодаря решениям нынешнего Кремля получил в свое время что-то, наивно полагая, что это что-то – от чистого сердца и навсегда…

Тут я вернусь к Вольтеру: то, что он в свое время сказал о свободе, видимо, вполне применимо к понятию независимости. И судя по всему, для Абхазии пришла пора доказывать наличие и того, и другого.

Да, в нынешней ситуации ресурсы Сухуми (получившего в 2008-м “независимость” благодаря решению Кремля, а потом в течение 12 лет развивавшемуся ровно настолько и в том направлении, которое определил ему Кремль), дать решительный отпор московским планам, уже сильно ограничены. Но признаков того, что бездействие народа и продолжение списывания всего происходящего на “грузинскую пропаганду” может привести к необратимым последствиям, с каждым днем становится все больше.

Екатерина Цанава

__________________________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства "Акцент" и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Посольства Чешской Республики в Грузии

Новости

Другие новости