
Военные учения НАТО в Грузии: мифы и реальность
30/08/2021 07:13:12 Конфликты
Недавно в Грузии завершились совместные многонациональные военные учения “Agile Spirit 2021”. В маневрах участвовали более 2500 военнослужащих из стран-членов НАТО и государств-партнеров, в том числе - из Грузии, Азербайджана, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, США, Турции, Украины и Эстонии.
Как и всегда в подобных случаях, Цхинвали на фоне учений распространил дежурное протестное заявление, расценив маневры «целенаправленной попыткой подрыва сложившейся в последние годы конструкции региональной стабильности и безопасности». «Совершенно очевидно, что Североатлантический Альянс стремится к созданию на территории Грузии еще одного антироссийского военного плацдарма, вооружая и обучая при этом грузинскую армию, а Грузия, в свою очередь, одержимая реваншистскими идеями проигранной в августе 2008 года войны против Южной Осетии, надеется с помощью политической и военной поддержки со стороны стран-членов НАТО удовлетворить свои незаконные притязания в отношении территорий соседних государств – Республики Южная Осетия и Республики Абхазия» - сказано в заявлении “министерства иностранных дел”.
Ничего нового, традиционное пустословие, безосновательные обвинения и не более. Обычная дезинформационная пропаганда против Запада, в частности - Североатлантического альянса (НАТО) и его союзников. Все мы не раз слышали подобное и из Москвы, заставляющей своих ставленников на местах озвучивать согласованные с ней тексты.
Цели всех этих попыток создания образа врага и запугивания населения несуществующими угрозами давно известны. Это вуалирование собственных деструктивных деяний и планов; перенаправление внимания граждан с кучи реальных проблем на иллюзорные, дабы отвести от себя справедливый гнев населения как России, так и соседних территорий с целью продления правления Путинской власти и подконтрольных ей режимов; и наконец – сохранение влияния на постсоветском пространстве, право на которое, по мнению Кремля, должен иметь лишь он один.
“НАТО подтягивает к своей деятельности Украину и Грузию, которых натаскивают на противостояние России в ходе совместных маневров и учений. […] Москва обеспокоена наращиванием военной активности НАТО в акватории Черного моря. […] В Черноморском регионе уже имеется опыт поддержания безопасности силами прибрежных государств. Появление здесь нового игрока, пришедшего явно не с самыми добрыми намерениями, расшатывает региональную стабильность и вбивает клин между странами-соседями», – заявляла в конце декабря прошлого года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, при этом, конечно же, не разъясняя, в чем именно заключается “явная недобрость” намерений Североатлантического альянса и почему его появление должно “вбивать клин между странами-соседями”.
На самом деле, намерение усилить свое присутствие в Черноморском регионе – это ответ НАТО на уже свершившиеся и анонсированные на будущее деяния Москвы, а вовсе не наоборот. "Москва продолжает наращивать свое присутствие в Крыму и в целом в Черноморском регионе. В ответ на это Североатлантический альянс намерен наращивать свое присутствие как на суше, так на море и в воздухе", – пояснял в тот же период генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
При этом анонсированное наращивание присутствия НАТО в Черноморском регионе открытия какой-либо военной базы в Грузии не предусматривает – ни сейчас, ни даже в будущем, после возможного принятия страны в альянс. Нигде в сравнительно новопринятых в НАТО странах – ни в Латвии, ни в Литве, ни в Эстонии не существует американских, турецких, британских или иных военных баз. Эти государства в свое время принимали в НАТО именно с таким условием. Так что если Грузию в будущем примут в альянс, никакая военная база здесь открыта не будет. Что касается обновленной версии Пакета сотрудничества Грузии с НАТО, по прогнозам аналитиков, речь в нем будет идти лишь о техническом сотрудничестве, не являющемся даже противовесом созданным после второй Карабахской войны в регионе угрозам, и уж тем более угрозой для кого-либо в регионе.
Соответственно, все подобные заявления Москвы, а с ее подачи Цхинвали и Сухуми - всего лишь пропагандистский шаг, рассчитанный как на внутреннюю – российскую аудиторию, так и на жителей соседних регионов, чтобы запугать их и убедить в «необходимости российской защиты».
Правда в том, что партнерство Грузии с НАТО никогда не было направлено против кого-либо в регионе или за его пределами. Любое заинтересованное лицо легко может перепроверить и убедиться, что ни один документ, касающийся этого сотрудничества, не содержит даже намека ни на агрессию против кого бы то ни было, ни даже на укрепление каких-либо наступательных возможностей Грузии. Речь в них идет исключительно о развитии оборонительных возможностях страны, а также о поддержке европейской и евроатлантической интеграции Грузии, в том числе – путем укрепления грузинских демократических институтов.
А последнее прямо противоположно тому, что все мы наблюдаем сегодня в Путинской России: грубому вмешательству во внутренние дела соседей, беззаконию и произволу в отношении как собственных граждан, так и населения соседних территорий, нарушению прав и свобод - проще говоря, агрессии, авторитаризму и диктатуре. Именно от этой плачевной реальности необходимо нынешним Кремлевским правителям отвести внимание населения, культивируя столь свойственные для российской пропаганды образы несуществующих врагов и угроз.
Именно от перспективы возвращения во все это бежит Грузия, взяв курс на Запад. Ведь сближение страны с Североатлантическим альянсом означает, что Грузия укрепляет свои демократические институты и верховенство закона наряду с модернизацией сектора безопасности. А Цель всего этого – стать с одной стороны, еще более развитой и в то же время более ответственной. Поэтому жители Абхазии и Цхинвальского региона должны воспринимать становление Грузии современной европейской демократией не опасностью, а напротив, позитивным явлением, создающим надежду на лучшее будущее.
По мнению бывшего заместителя министра иностранных дел страны Серги Капанадзе, если кто и создает реальную угрозу будущему, идентичности, самобытности народов Абхазии и Цхинвальского региона, это как раз «стратегический партнер» Россия, но никак не Тбилиси и его западные партнеры.
„Если где-либо в нашем регионе когда-либо существовала дестабилизация, исторически, ее автором всегда являлась Россия, притворяясь при этом миротворцем, медиатором в конфликтах, ею же создаваемых. Именно по этой причине она до сегодняшнего дня является для Грузии главным вызовом в сфере безопасности. И свою дестабилизирующую роль Москва довольно отчетливо проявляет по отношению к своим якобы стратегическим партнерам – Сухуми и Цхинвали: все шаги, предпринятые ею за последнее время, направлены на их поглощение, еще большее усиление своего влияния и в конечном итоге аннексию. Нашим абхазским и осетинским друзьям стоит глубоко задуматься над этим“ – заключает Капанадзе.
Екатерина Цанава
_______________________________________________________________________________________
Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).