04-12-2023 12:45:13 Конфликты
«Зима близко!» - этот яркий, хорошо запомнившийся всем девиз дома Старков из легендарных «Игр престолов», указывающий на необходимость всегда быть наготове и помнить об опасностях, каждую зиму становится актуальным для Абхазии. Зима ещё не вступила в свои права, но с осенним похолоданием в республике вновь замаячил призрак наступающего энергокризиса.
Первый звонок прозвучал еще в начале ноября, когда вернувшаяся из Москвы де-факто министр экономики Кристина Озган озвучила печальные новости: на этот раз Сухуми придется платить России за дополнительные объемы электроэнергии, в которых Абхазия нуждается в зимний период; первый контракт на переток 30 млн кВт/ч обойдется в 135 млн рублей, второй в объеме 50 млн. кВт/ч - ещё в 200 млн; в сумме же на покрытие энергодефицита Абхазии потребуется около 900 млн рублей, что эквивалентно 10 млн долларов США и равно примерно 8% доходной части абхазского бюджета.
На этом фоне де-факто власти поспешили заговорить об очередном повышении тарифа, который, к слову, до сих пор остается низким. Первое повышение произошло в 2022 году, когда стоимость одного кВт/ч выросла с 40 до 90 копеек, с января 2023 года - до 1 рубля 30 копеек, а теперь разговор идет о поэтапном увеличении тарифа до 4 рублей - в рамках процесса синхронизации и формирования общего социально-экономического пространства с РФ.
Масла в огонь подлила и тема передачи одной из перепадных гидроэлектростанций из системы каскада Ингурской ГЭС частному инвестору, лоббируемая местным руководством. Согласно проекту, объект будет передан в аренду сроком на 50 лет. Взамен Сухуми будет бесплатно получать 20% выработанной генерации.
Оппозиция, которую, как и де-факто власти, не заподозришь в симпатиях к Тбилиси, заявила, что лучше уж согласиться на условия грузинской стороны, пообещавшей Абхазии безвозмездно 50% выработки.
Но вопрос по-прежнему в воздухе и простых решений тут, видимо, нет. Ведь проблема энергетики Абхазии имеет сразу несколько измерений: популизм местных политиков, запугивающих население «грузинской угрозой» и зарабатывающих очки на антигрузинской риторике; желание России заполучить абхазский энергосектор; запредельная коррупция во власти, кровно заинтересованной в непрозрачности сектора; да и само население, не желающее платить за потребленную электроэнергию.
Абхазский энергосектор – головная боль для Тбилиси
Для тех, кто не в курсе, комплекс «Ингури ГЭС» является главным источником электроэнергии для Абхазии. На него приходится 95% генерации, что на сегодня покрывает почти 70% потребностей республики. В комплекс, помимо вышеназванной станции, входит каскад из 4 перепадных станций, однако на сегодня работает только одна из них – Перепадная-1, остальные три полностью разграблены и нуждаются в капитальном восстановлении. Исходя из того, что комплекс расположен непосредственно на административной границе регионов Самегрело и Абхазии, выработанная электроэнергия делилась между Тбилиси и Сухуми, по принципу 60% на 40%. Грузинская сторона несет 100% расходов по обеспечению функционирования станций, включая зарплаты сотрудников и ремонт, платя при этом Ингури ГЭС за свою долю электроэнергии. Абхазская же сторона получает 40% электроэнергии, не оплачивая даже её себестоимость. Причем в последние годы Сухуми заметно превышает свой 40%-ный лимит, и тоже бесплатно. В частности, регион ежегодно потребляет более 3 млрд кВт/ч. Из них комплекс Ингури ГЭС обеспечивает Абхазии 2 млрд кВт/ч, ещё 1 млрд приходится на импорт российского электричества. Кроме ингурских, на территории Абхазии действует только одна электростанция — принадлежащая российскому инвестору Сухумская ГЭС, которая и дает 120 млн кВт/ч в год, или 5% местной выработки.
Заключенное в 90-ые годы прошлого века соглашение о разделе электроэнергии по принципу 60/40 подразумевало право сторон на гарантированную покупку определенного количества энергии по льготному тарифу, а не получение её бесплатно. То есть Тбилиси и Сухуми могли распоряжаться электроэнергией в пределах своих квот на собственное усмотрение – например, продавать в случае излишков.
На сегодня тариф на электричество Ингури ГЭС, утвержденный Национальной комиссией энергетики и водоснабжения Грузии (GNERC), составляет всего 1,8 тетри за один киловатт/час (около 60 копеек по обесценившемуся курсу рубля в 90 рублей за 1 доллар США), а в прежние годы был и того меньше. Для сравнения: за нынешний зимний переток из России Сухуми заплатит из расчета в 4 рубля за киловатт. Несмотря на то, что ингурское электричество стоит почти в 7 раз дешевле российского, Сухуми ни разу не платил компании Ингури ГЭС за полученную энергию, при том, что в последние годы постоянно превышает свою 40%-ную квоту. Например, в 2022 году Сухуми получил от Ингури ГЭС электричество на сумму 59 млн лари, что составляет почти 2 миллиарда рублей по текущему курсу (около 22 млн долларов). Несложно представить, что за неполные 30 лет «джентльменского соглашения» о разделе ингурского электричества Абхазия получила энергии на колоссальную сумму. Более того, если бы Сухуми сегодня пришлось покупать получаемые с Ингури ГЭС 2 млрд кВт/ч по российскому тарифу в 4 рубля за киловатт, то на это понадобилось бы 8 млрд рублей, то есть почти 80% доходной части бюджета, который и без того наполовину формируется из российской финансовой «помощи», а если покупать все 3 млрд кВт/ч, потребленные в прошлом году, то весь бюджет ушел бы только на эти цели и ещё долги бы остались.
По данным Оператора электроэнергетического рынка Грузии (ESCO), в 2022 году в стране было потреблено 14,8 млрд киловатт/часов электроэнергии. В связи с превышением потребления над выработкой Тбилиси ежегодно импортирует электричество, в прошлом году - более 1,5 миллиарда киловатт/часов. Причем импорт всегда приходится на зимний период, когда цены на энергию на порядок выше весенне-летнего тарифа. Важно отметить, что поскольку Тбилиси учитывает острый дефицит электроэнергии, образующийся в Абхазии в зимний период и финансовые затруднения Сухуми, то вся зимняя выработка Ингурского комплекса целиком идет только на нужды Абхазии. Из-за этого Тбилиси за зимний импорт платит рыночную цену, которая составляет в среднем около 5 рублей за киловатт. Кроме того, Тбилиси из своих средств не единожды частично либо полностью платил России за поставки российской энергии для нужд Абхазии. В 2019 году переток из России составил 69,4 млн. квт/ч, и часть средств (за 45 млн. киловатт-часов) заплатило правительство Грузии. Когда Ингури ГЭС встала на несколько недель на ремонт в начале 2020-го, Тбилиси оплатил 20% от суммы размером в 500 млн рублей (около 7,2 млн долларов).
Между тем Ингури ГЭС – это самостоятельное юридическое лицо, которое осуществляет финансово и технологически весьма затратное и сложное производство. Ежегодно Грузия тратит на содержание гидроэлектростанции порядка 13 млн. долларов. С учетом растущих показателей потребления в зимний период, которые покрываются за счет импорта, реальные расходы Грузии оказываются гораздо выше. И это - без учета сумм, выделяемых на ремонтные работы на ГЭС. Сама Ингури ГЭС в прошлом году смогла показать прибыль, в отличие от убыточного 2021 года. Операционный доход компании составил порядка 11 млн лари, или около 4,5 млн долларов, что для такого гигантского объекта является смехотворной суммой.
Согласно жесткому регламенту правил эксплуатации, каждые 10 лет Ингури ГЭС нуждается в капитальном ремонте, стоимость которого может достигать десятков миллионов евро. Естественно, что с прибылью в 4,5 млн компания такой ремонт не потянет. Ингури ГЭС помогают западные партнеры Грузии, однако предоставленные ими гранты являются лишь софинансированием наряду с кредитными обязательствами, которые в конечном счете выплачиваются из бюджета Грузии. Как правило, расходы Грузии составляют 70%, а западные гранты – 30%. Например, стоимость последних работ по реабилитации деривационного тоннеля ГЭС, произведенных в 2021 году, составила 45 миллионов евро, из которых грантом Европейской комиссии являлись лишь 7 миллионов евро, а 38 миллионов евро – это кредит Европейского банка реконструкции и развития.
По данным «Международной прозрачности», за последние 10 лет тарифы на электроэнергию для бытового потребления в Грузии выросли на 40%. На сегодня при потреблении электроэнергии до 101 кВтч в месяц в Тбилиси тариф за 1 кВтч составляет 18 тетри (около 6 рублей), при потреблении 101-301 кВтч - 22,1 тетри (около 7 рублей), а при потреблении более 301 кВтч – 26,5 тетри (почти 9 рублей). Ингури ГЭС – самый грандиозный и крупный объект грузинской гидрогенерации. На него приходится более четверти вырабатываемой в стране гидроэлектроэнергии. К тому же Ингурская энергия самая дешевая, и именно её важная составляющая в общем энергобалансе страны позволяет сдерживать ещё больший рост тарифов для населения. То есть «бесплатный» свет для жителей Абхазии в конечном счете оплачивает каждый гражданин Грузии, выплачивая при этом по своим счетам за свет. И с каждым годом грузинские потребители платят все больше, субсидирование все выше. Все эти расходы, несомые Грузией, напрямую отражаются на бюджете страны и соответственно, на кошельке каждого ее гражданина.
Кроме того, Ингури ГЭС уже отработала более половины своего срока эксплуатации. По заключению прошлогодней экспертизы, проведенной немецкими специалистами, в результате сейсмологических, геологических и геодезических работ установлено, что срок её эксплуатации закончится через 30 лет. То есть плотину придется демонтировать, поскольку её прорыв будет представлять прямой риск для жизни десятков тысяч людей и экологической катастрофы в Самегрело и Абхазии. А ведь демонтаж такого грандиозного сооружения стоит крайне дорого. Например, в США несколько лет назад разобрали плотину одной из крупнейших старых ГЭС, на что было потрачено 300 млн долларов, то есть фактически треть стоимости возведения новой станции подобного масштаба. И если Тбилиси ежегодно вводит новые энергомощности, то что будет делать Абхазия через 30 лет?
Одним словом, неоплачиваемое абхазами потребление света приводит не только к росту тарифов, но и к серьезным энергетическим проблемам всей Грузии, ухудшая техническое состояние ИнгуриГЭС. Кроме того, как следствие, увеличивается и энергозависимость Абхазии от России, а это – дополнительные экономические и политические риски для Сухуми.
Москва педантично загоняет Сухуми в угол ринга
Задолженность по электроэнергии перед Россией Абхазия покрывает из средств, ежегодно выделяемых ей Москвой же в рамках «Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии». Таким образом, Россия принуждает Сухуми отдать ей энергосектор, что вкупе с военно-политической зависимостью от Москвы позволит ей установить абсолютный контроль над республикой.
Вот что написал недавно по этому поводу Telegram-канал «Абхазия-Центр»: «Переток из РФ часто оплачивался грузинской стороной, которая считает Абхазию своей территорией. Сухум ограничивался кулуарными благодарностями и лохотрон продолжал исправно работать. Сейчас схема почему-то не действует…».
Предложение от «инвестора» по перепадной ГЭС-2 - из того же разряда. Понятно, что Россия не допустит в Абхазию никакого инвестора, кроме российского. При этом предложение о передаче Сухуми 20% выработки этой станции на самом деле и есть более-менее экономически обоснованная доля. Хотя и тут возникают вопросы: «частный инвестор» отдаст Сухуми эти 20% бесплатно, или все же по льготному тарифу? Куда пойдут остальные 80%, и сколько они будут стоить? Позволит ли «инвестор» Абхазии не платить за российскую энергию?
Между тем в Абхазии, даже в профессиональной среде, укоренилось мнение, что республика обладает бесплатным электричеством. Так считает, в том числе, и бывший «парламентарий», экономист Натали Смыр, рассуждающая о бесплатной генерации. «У нас генерация бесплатная, мы так и не смогли собрать даже 50% платежей при стоимости 40 копеек за киловатт/час. При нынешней стоимости 1,3 рубля за киловатт/час «Черноморэнерго» собирает максимум 10% платежей», - сказала она в интервью «Эхо Кавказа». Но в том и дело, что отдав энергетику России, Абхазия лишится не только этого важнейшего сектора, но и «бесплатного сыра». И может лишь поражать наивность, с которой в Сухуми оценивают дальнейшее развитие событий. Вот мнение той же Натали Смыр: «Если мы не решим вопрос, не отдадим энергетику, то для нас энергетика будет платная. А там суммы заоблачные. Если мы отдаем энергетику, то мы не платим долги, а если мы не отдаем энергетику, то мы платим долги». То есть в Сухуми полагают, что если Россия приберет к рукам энергетику, то Москва будет давать абхазам бесплатное электричество, тогда как бесплатного света в помине нет и в самой России!
Государственная доктрина РФ, основанная на концепции «Энергетической сверхдержавы», неоднократно демонстрировала применение энергетики для достижения политических целей. Так, в 2006 году Грузия в полную силу испытала на себе, что значит российский энергошантаж. Тогда страна делала свои первые шаги, чтобы выкарабкаться из тотального энергодефицита. В самые непривычно сильные морозы на российской стороне вдруг «взорвались» газопровод и линии электропередач, поставлявшие газ и электричество Грузии. Страна снова погрузилась во мрак и холод. И это была не случайность, а политическая «авария», направленная против власти «Революции роз». С российским энергооружием близко знакомы также Молдова, Украина и страны Западной Европы, которым Москва не единожды перекрывала газовый вентиль в зимний период. Чем не урок для Сухуми?!
Тбилиси же, несмотря на катаклизмы последних 30 лет, включая конфликт 1992-93 годов и Августовскую войну 2008 года, ни разу не прибегал к энергетическому шантажу в отношении Абхазии, и более того, всегда шел на уступки, оказывая посильную помощь.
Учитывая вышесказанное, пора бы Абхазии начать осознавать реальность: загнанной в энергодолги, ей придется уступить все, чего добивается Москва, но и это не обеспечит Сухуми дальнейшего рандеву в виде бесплатного электричества, и чтобы не потерять все, необходимо начать бережно и ответственно относиться к общему богатству – Ингури ГЭС, которая пока ещё освещает обе стороны реки.
Ражден Каджая