
ЕС может создать единый орган для борьбы с обходом антироссийских санкций
08/02/2024 12:35:35 Европа
В Европейской комиссии обсуждают создание наднационального органа для контроля за соблюдением введенных против России санкций. Как рассказал Politico знакомый с дискуссиями чиновник, идея эта набирает популярность и может стать одним из пунктов программы нынешней председательницы ЕК Урсулы фон дер Ляйен в случае ее назначения на второй срок.
Хотя санкции принимаются на общеевропейском уровне, их практической реализацией и контролем занимаются правительства стран ЕС. Между тем до начала войны в Украине практически ни у кого из них не было серьезных санкционных органов по типу американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) — просто потому, что ранее союз не вводил таких масштабных и разносторонних ограничений, как в случае с Россией. Отсутствие единого органа также мешает компаниям следовать предписаниям чиновников, потому что им некуда обратиться за внятными разъяснениями.
Менее чем за два года страны ЕС приняли 12 пакетов санкций, и основным положением последнего стало как раз обеспечение контроля за ними. А он реализуется неэффективно, указывает ЕК правительствам стран союза в письме, с которым ознакомилось Politico. Экспорт запрещенных товаров в страны за пределами ЕС вырос с 3 млрд евро перед российским вторжением в Украину до 5,6 млрд евро к середине 2023 г. Этот «чрезвычайно тревожный» рост компенсирует сокращение в военный период легальной торговли этими товарами с Россией, говорится в письме.
Россия постаралась наладить через третьи страны параллельный импорт различной продукции — особенно ей нужны технологии и компоненты, необходимые для производства вооружений, ведь даже расхваленные Владимиром Путиным отечественные ракеты не способны летать без западных чипов. Массовый реэкспорт такой продукции через страны Средней Азии и Закавказья в Европейском банке реконструкции и развития даже назвали «евразийской каруселью». Большие потоки идут через Гонконг и материковый Китай. Турция в 2023 г. увеличила поставки санкционной военной продукции в Россию (во многом транзитом через страны СНГ) почти в шесть раз по сравнению с довоенным уровнем. А в марокканском Танжере был создан целый хаб для пересылки столь нужных России товаров двойного назначения.