13-10-2020 16:25:34 Анализ
Если бы ее не убили, в этом году ей бы исполнилось 62 года, она продолжала бы работать в редакции „Новой газеты“, снова ездила бы в опасные командировки и писала бы о правлении Путина, тяжелом положении людей и уродствах войны. Однако, журналистка Анна Политковская была убита 14 лет назад, 7 октября 2006 года, в подьезде своего дома. Находившийся в засаде киллер произвел четыре выстрела, в том числе один контрольной –в голову. Киллер и организаторы убийства были найдены и преданы суду. Однако до настоящего времени российские власти ничего не сделали для установления личности заказчика этого резонансного убийства. Правда, улики и след вели к лидеру Чечни, но следствие просто замолчало. Официально до закрытия дела Политковской остался всего год - срок давности по этому преступлению, совершенный в 2006 году, истекает 7 октября 2021 года – на следующий день рождения Путина.
Анна Политковская дала свое последнее интервью Русской службе “Радио Свобода” двумя днями ранее, 5 октября. 5 октября также день рождения Рамзана Кадырова. Тогда он занимал пост премьер-министра Чечни и уже хотел стать президентом. В этом последнем интервью Политковская говорила о Кадырове и называла его «Сталиным нашего времени». Политковская мечтала о времени, когда он будет привлечен к ответственности за совершенные преступления. Даже в последние дни своей жизни она работала над статьями, разоблачающими Рамзана Кадырова. Она говорила, что знала многих его жертв лично, хотя также боролась за людей, с которыми не была знакома.
Когда ее убили, Путин сказал, что это печальный факт, но Политковская не оказывала большого влияния на политическую жизнь России, поэтому Кремлю совсем не нужно было от нее избавляться. Однако до сих пор в России считают, что слова и перо Анны Политковской оказали максимально возможное влияние на политические процессы России того времени. Ее слова подорвали власть Путина и его сообщников, много раз разоблачив ложь и преступления президента. Примечательно, что Анна Политковская попала в список «врагов русского народа и российской государственности», о существовании которого в марте 2006 года заявил народный депутат Николай Курьянович.
Через четырнадцать лет после трагедии «Новая газета» опубликовала аудиоверсию одного из самых известных и ужасающих репортажей Политковской. Этот удивительный текст повествует о ее первом интервью с будущим президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, которое состоялось в июне 2004 года. Политковская записала интервью в родовой деревне Кадырова. Она с трудом сдерживала свои эмоции и описывала кошмарную и невыносимую атмосферу этой встречи. «Слёзы [отчаяния] не просто душили - они уже придушили. Я ждала очереди в спину. Хохочущая толпа с автоматами и пистолетами грохотала вслед» — писала она.
Помогавшая Политковской в той поездке правозащитница Наталья Эстемирова (убитая через три года после расправы над нашей журналисткой) вспоминала, что после того интервью обе всерьез стали опасаться за свою безопасность. В статье в «Новой газете», опубликованной после встречи, Политковская написала, что Кадыров несколько раз грубо тряс ее. Кадыров также кричал Политковской, что она враг Чечни, враг России, что таких надп убивать и расстреливать прямо на улице. Наталья Эстемирова присутствовала на встрече, и, как следствие, агрессия Кадырова по отношению к Политковской автоматически переходила и на нее, поскольку она был союзником Политковской и пыталась ее защитить.
Первая попытка устранения Политковской произошла 1 сентября 2004 года. Журналист летела в Беслан, потому что имела возможность вести переговоры с террористами, захватившими заложников в здании школы №1. Однако, находясь в самолете, она была отравлена с помощью чашки чая. Политковскую без сознания доставили из самолета прямо в Ростовскую областную больницу. Российскому правительству просто не нужно было, что бы влиятельная и оппозиционно настроенная журналистка стала спасать заложников.
Политковская неоднократно оценивала личность Путина. Следующая фраза одна из самых верных и безошибочных: «…За что я невзлюбила Путина? Вот за это и невзлюбила. За простоту, которая хуже воровства. За цинизм. За расизм. За бесконечную войну. За ложь. За газ в «Норд-Осте». За трупы невинно убиенных, сопровождающие весь его первый срок. Трупы, которых могло и не быть.”
Еще в 2004 году она считала, что Путин превратился в царя, которого нельзя трогать, и что он вышел из-под контроля.
Один из соратников Политковской, российский политик, написал в посвященном ей тексте: “Слова Анны Политковской о Путине переживут и его власть, и саму его жизнь. Очень и очень жаль, что Анна Политковская торжество своего печального пророческого слова не увидит.”
Через год, на день рождения Путина, правительство России официально закроет дело об убийстве Политковской. Однако оно никогда не сотрет из памяти простых смертных имя этой героической журналистки, принесшего себя в жертву режиму Путина и защите свободы слова народа.
Мариам Вадачкория