
Как Россия воюет на суше, в небе, на море и в информационном пространстве
05/04/2021 10:15:30 Анализ
Какие инструменты есть у России против всех и вся, какую стратегию и методы давления она использует? Полный ответ на эти вопросы дал в 2013 году начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов. 27 февраля 2013 года в газете «Военно-промышленный курьер» была опубликована его статья, в которой говорилось, что главной целью для воздействия в условиях современных войн является разум, а важнейшую роль в военных действиях играют инструменты информационно-психологической войны. «Эти инструменты наиболее эффективны при моральном и психологическом уничтожении военнослужащих и мирных жителей вражеских сил, поэтому в применении средств грубой силы больше нет необходимости», - пишет Валерий Герасимов.
Мнение, высказанное в статье, получило название «Доктрина Герасимова». Интересно, что начальник Генштаба РФ также обсуждает концепцию перманентной войны. «Постоянный враг» Путина России - это западный мир с его ценностями, идеологией, политической системой и, самое главное, свободой, что больше всего пугает Кремль. Поэтому Москва повсюду борется против независимости, особенно на постсоветском пространстве. Хотя Россия временно захватила территории в Грузии и Украине, но не может покорить «разум». Даже в условиях информационной войны с Россией большинство граждан Грузии являются стойкими сторонниками евроинтеграции страны. Однако есть меньшинство, которое все еще остается в плену российской пропаганды. Поэтому для более эффективного противодействия инструментам «гибридной войны» важно знать, какую тактику использует Путин в своих разведывательных операциях.
«Доктрина Герасимова» всегда упоминается в экспертных кругах вместе с российской «гибридной войной». Термин стал актуальным в 2014 году после аннексии Крымского полуострова, начавшейся с «зеленых человечков». «Гибридная война» России характеризуется намеренным стиранием границы между войной и миром. Это помогает Кремлю уничтожать государства без прямого, открытого и широкомасштабного военного вмешательства. В современных конфликтах война начинается задолго до первого выстрела, и, как утверждает Герасимов, она происходит не в трех, а в четырех пространствах. Эти пространства: земля, воздух, море и информационное поле.
Одним из основных элементов российской «гибридной войны» является информационная война, которая используется для формирования и манипулирования общественным мнением. Кремль использует дезинформацию, чтобы победить врага без боя. Конфликтологи наряду с «гибридной войной» начали говорить и об опасностях асимметричной войны, в настоящее время управляемой искусственным интеллектом. Перспектива использования Россией искусственного интеллекта в информационно-психологических операциях для расширения своего социального и политического влияния вызывает огромную озабоченность у экспертов.С 2000 года Путин систематически вводит в стране механизмы тотального контроля. Москва сначала попыталась использовать искусственный интеллект на местном уровне для прогнозирования и отслеживания поведения человека. Согласно недавнему исследованию TelecomDaily, к 2020 году количество камер наблюдения на территории России превысило 13 миллионов. Больше этого, зарегистрировано только в Китае (200 миллионов камер). Россия также занимает третье место по количеству камер на 1000 жителей. Камеры, установленные на улицах Москвы, используют искусственный интеллект для распознавания лиц и контроля за поведением горожан.
Эксперты также говорят, что Кремль работает над выявлением потенциальных политических оппонентов с помощью искусственного интеллекта. Непрерывный поток информации, которую спецслужбы получают о своих гражданах от интернет-провайдеров, обрабатывается спецслужбами с помощью интеллектуальных технологий, которые пытаются определить поведение конкретных людей с помощью алгоритмов. «Цифровой авторитаризм» - так характеризуют в России попытки установить социальный контроль на основе личных данных.Установление тотального местного контроля - это первый шаг, таким образом Кремль пытается гарантировать безоговорочное повиновение граждан, чтобы продолжить действовать агрессивно на международной арене. Если локальное использование искусственного интеллекта окажется успешным, Москва будет использовать его для более эффективного распространения дезинформации за рубежом.
Одним из способов использования искусственного интеллекта в российской информационной войне является «Deep Fake», фальшивое видео, созданное с помощью технологий, имитирующих человеческую внешность, движения тела, манеру речи и мимику. С его помощью можно многое, в том числе имитировать мимику и голос любого мирового лидера таким образом, чтобы широкая аудитория не могла легко определить подлинность видео. Внедрение этой технологии будет способствовать распространению дезинформации Россией и позволит вызвать волнения в любой целевой группе. До сих пор Кремль полагался на статические методы распространения ложной информации. Москва пыталась произвести впечатление желаемым нарративом с помощью фейковых статей, публикаций в социальных сетях и фотографий. Искусственный интеллект увеличивает степень убедительности дезинформации, потому что одно - когда мы что-то читаем, а другое - когда мы смотрим видео, созданное с использованием человеческого изображения, которое выглядит удивительно реальным.
Управлять эмоциями людей легче, когда искусственно созданный человеческий образ говорит с экрана. В век технологического прогресса, когда смартфон есть практически у каждого, любая информация распространяется очень быстро. Видео, оказавшись на экранах сотовых телефонах миллионов людей, по-прежнему будет делать свою работу, независимо от того, сколько политиков позже назовут его фальшивкой. Российская дезинформация пытается заставить граждан западных обществ потерять веру в институты, что вызывает дестабилизацию и может привести к хаосу который ведет к ослаблению государства.Кремль пытался запутать общественность с помощью искусственного интеллекта во время митингов в поддержку Алексея Навального. Тысячи фейков в социальных сетях размещали на стенах оппозиционеров комментарии, что бы граждане не смогли получить реальную информацию. Кроме того, целая армия виртуальных персон, созданных с помощью искусственного интеллекта, указала на Красную площадь в России как на место в своих постах в Instagram, чтобы запутать протестующих.
Фото- и видеоматериалы, созданные с помощью искусственного интеллекта в руках Москвы, действительно опасны, но, к счастью, такие материалы все еще могут быть идентифицированы. При хорошем наблюдении легко отличить неестественное движение, искусственное выражение лица и неподвижную мимику. И пока Россия ведет «гибридную войну» против свободного мира, наше общество должно иметь исчерпывающую информацию о главном элементе этой войны - информационно-психологических операциях. Информирование - хороший способ предотвращения. Важно уметь расшифровывать ложную и правдивую информацию, чтобы Россия никогда не смогла «психологически и морально поломать» людей.
Новости
Новости
შემოგვიერთდით
2021