Accentnews.ge
Вступление Абхазии в ЕАЭС: мифические и реальные перспективы

Вступление Абхазии в ЕАЭС: мифические и реальные перспективы

31/08/2021 05:48:37 Конфликты

В ноябре 2020 г. по итогам встречи главы Абхазии Аслана Бжания с российским президентом Владимиром Путиным была утверждена “Программа формирования единого социального и экономического пространства”. Документ затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности, в том числе - вопросы двойного гражданства, проблемы налогообложения, энергетики, таможенного регулирования, образования, здравоохранения и т.д. До 2023 года в Абхазии должен быть также принят закон об инвестиционном партнерстве. А все 45 пунктов “Программы” должны быть реализованы в течение ближайших трех лет. Согласно официальным заявлениям, данный документ является “логическим продолжением Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве от 2014 года”. Целью же создания единого социально-экономического пространства декларируется вступление Абхазии в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

В одном из интервью, данных порталу Eurasia Daily, Аслан Бжания заявил, что под единым социальным и экономическим пространством с Россией понимается некое подобие Евросоюза, «успешного единого пространства без ущерба для суверенитета и при наличии границ».

Всячески нахваливают идею вступления Абхазии в ЕАЭС и российские СМИ. «Это даст Абхазии новые возможности в плане экономического развития. Как и любой экономический союз, ЕАЭС включает в себя экономически более развитые страны и страны, нуждающиеся в финансировании в большей степени. В случае, если законодательство будет синхронизировано так, как и планировалось, Абхазия получит доступ к большим финансовым и технологическим ресурсам. В регион начнут поступать инвестиции, за счет которых будет создаваться новая инфраструктура” – говорится в статье, опубликованной недавно на портале sochi24. Что касается интереса самой России, в данном контексте автор упоминает “необходимость законодательной защиты интересов российских инвесторов”: “Российские предприниматели готовы вкладываться в развитие экономики Абхазии, расширяя собственный бизнес. Но на сегодняшний день очень высоки риски, связанные с отсутствием законодательной «подушки безопасности» для бизнесменов, рассматривающих республику как площадку для реализации своих бизнес-интересов. И так называемая «гармонизация» законодательной базы призвана решить эту проблему”. Кроме того, автор “скромно” напоминает абхазской стороне “еще один очень интересный для России” вопрос – возможность приобретения абхазской недвижимости.

Лишь вскользь упоминая недовольство значительной части абхазского общества и политэлиты навязываемыми Москвой положениями документа и опасения “возможной утраты суверенитета”, автор статьи заключает, что “в целом, весь процесс правового урегулирования между странами видится более в позитивном ключе как для абхазской, так и для российской стороны”.

Вслед за российскими, лоббированием идеи вступления Абхазии в ЕАЭС занялись и некоторые абхазские авторы. Причем они пошли еще дальше российских коллег и пытаются внушить абхазским читателям, что вступление в ЕАЭС сулит Абхазии “не только экономическое развитие, но и международное признание”. Автор одной из таких статей приводит слова главы комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Водолацкого о том, что «Евразийское экономическое сообщество идет по пути расширения своих возможностей», и делает вывод, что “у Абхазии есть все шансы стать полноправным членом ЕАЭС, а не просто наблюдателем”. “Реализация Программы формирования единого социального и экономического пространства на основе гармонизации законодательств позволит сблизить нормы и стандарты, существующие ныне в Абхазии, с нормами и стандартами Евразийского экономического союза. Таким образом, торгово-экономическое сотрудничество Сухума получит новый импульс не только с Москвой, но и с четырьмя другими центрами ЕАЭС. И это очень важный элемент в современных условиях частичного признания Республики Абхазия со стороны международного сообщества. Ведь именно активизация сотрудничества Абхазии с ЕАЭС поспособствует укреплению позиций республики на международной арене” – утверждает автор.

При этом лоббисты используют традиционное оружие запугивания населения “реваншистскими чаяниями Грузии” и пытаются убедить читателей в том, что Россия вместе с другими странами-участницами ЕАЭС - “единственная гарантия их защищенности”. “Россия по-прежнему остается основным гарантом нашей безопасности. Однако реваншистские настроения в Тбилиси все еще живы, и время от времени транслируются в общественном пространстве Грузии. Поэтому сохраняется определенное беспокойство по поводу того, насколько мирным будет будущее нашего государства. А включение в состав ЕАЭС даст гарантию защиты со стороны участников этой организации, как и поддержку на всех международных площадках” – пишет автор.

В реальности же, маловероятно, что Россия в обозримом будущем примет подобное решение в отношении Абхазии. Ведь это было бы крайне некомфортно для членов ЕАЭС, не только поддерживающих территориальную целостность Грузии, но и имеющих с ней долгие дружественные взаимоотношения. Кроме того, даже попытка принятия Абхазии в ЕАЭС поставила бы авторитет этой организации под удар.

“Я бы на месте абхазов и осетин не верил в подобную перспективу внешнеполитического “прорыва”. Тем более, что существующий ныне в плане признания их независимыми статус-кво Москву вполне устраивает и каких-либо новых усилий в данном направлении Россия предпринимать не намерена. Так что никаких объективных условий для подобной перспективы на данный момент нет” – говорит политолог, специалист по вопросам безопасности Георгий Гобронидзе.

Он напоминает, что основной целью создания ЕАЭС являлась реиндустриализация постсоветского пространства, чего, однако, не случилось. В итоге был получен лишь некий модифицированный вариант Советского союза, служащий созданию на постсоветском пространстве условий, максимально выгодных для экономики РФ. “Да, этот союз в определенной мере служит и экономическому сближению его членов, но на пространстве ЕАЭС действует целый ряд регуляций, однозначно обеспечивающих гегемонию позиции РФ. При этом, никаких особых положительных экономических изменений в странах-участницах этот союз не вызвал” – говорит Гобронидзе.

Абсолютно неуместным считает аналитик сравнение ЕАЭС с Евросоюзом: “Совершенно немыслимо полагать, что эта организация когда-либо станет неким российским аналогом Евросоюза. Ведь по своей сути, ЕАЭС - это клуб недемократических стран – с коррупцией, нарушением прав и свобод граждан, иными характерными “благами” и одним выраженным силовым центром в виде России. Им сложно проводить демократические реформы как по отдельности, так и совместно. В то время как в Евросоюзе все ровно наоборот: в нем также есть более сильные и сравнительно слабые государства, но права и свободы граждан, как и верховенство закона и равенство всех перед ним – основные ценности. Кроме того, в Евросоюзе, в отличие от ЕАЭС, мы видим не один, а несколько силовых центров, с которыми приходится считаться всем. Так что никому из тех, кто подумывает о перспективе вхождения в ЕАЭС, рассчитывать на демократическое развитие и светлое будущее не стоит”.

Что касается защиты безопасности, Гобронидзе приводит в пример созданную так же по инициативе России ОДКБ и ее участницу Армению. “Кто-нибудь слышал хотя бы одно заявление в поддержку Армении – даже в тот период, когда на армяно-азербайджанской границе шли боевые столкновения? Именно такие они – российские интеграционные проекты: работают тогда и так, как пожелает сама Россия. И такова их “эффективность” – заключает аналитик.

Екатерина Цанава

___________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).

Новости

შემოგვიერთდით

February
2021
S
M
T
W
T
F
S