Accentnews.ge
Свобода слова: что ждет Абхазию, начавшую перенимать порочную  практику Москвы

Свобода слова: что ждет Абхазию, начавшую перенимать порочную практику Москвы

17/09/2021 13:24:33 Конфликты

Свобода слова весьма эфемерное понятие, границы которого размываются с каждым очередным законом, регулирующим наше право читать, мыслить, анализировать и, в конце концов, озвучивать собственное мнение. Я пришла к этому выводу не сегодня и даже не вчера. События последних лет, шаг за шагом приводящих к весьма своеобразной цензуре и запретам, лишь усугубляли существующее положение дел.

В Абхазии всегда было хорошо со свободой слова. Средства массовой информации, как и отдельные граждане имели возможность открыто высказывать свое мнение, вне зависимости от того, кто возглавлял государство или руководил его правоохранительными органами. Но где-то в году этак 2014-2015 ситуация кардинально изменилась и появилось ощущение, что границы разрешенных Конституцией свобод сильно сузили.

Всем известно, что свобода слова имеет фундаментальное значение для любого государства. И тут совсем не важно, какова форма государственного устройства. Принцип - каждый человек имеет право на свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ, прописан во многих Конституциях. И он вроде как основополагающий. Но как бы не звучал основной закон государства, на деле все далеко от идеала.

Представьте себе, как в один прекрасный день вы, проживая в Мурманске или Санкт-Петербурге, садитесь за компьютер в надежде посмотреть художественный фильм или прочитать статью в журнале географического общества. А может вам просто захотелось полистать Красную книгу и почерпать из нее информацию о редких, вымирающих видах животных. Благо, сейчас в интернете без проблем можно найти любое издание на любом языке. Ну, так вот, вы нашли искомое, и тут ваша страница странным образом блокируется. На экране отображается предупреждение о том, что читать именно это издание, смотреть именно этот фильм вы не имеете права.

Таковы теперь новые законы в России. Они регулируют практически все пространство интернета. И если вы все же вздумаете обойти все технические препоны на пути к просмотру сериала или прочтению статьи, вы столкнетесь с уголовным преследованием. А за ним, весьма вероятно, вы можете отправиться на пару лет в тюрьму. Все зависит от того, как расценит ваши действия российская правоохранительная или судебная система.

Я привела банальный пример с фильмом и журналом, который бы вам захотелось просмотреть. А теперь подумайте о том, что может произойти с человеком, который решил прочесть политическую информацию, или, что еще опаснее, поделиться интересной, на его взгляд, новостью. Тут российское государство задействует механизм, который вас не только вычислит, но и предоставит всю информацию о том, когда, где и чем вы интересовались. И в один момент вы из разряда обычного человека с собственным мнением превратитесь в иностранного агента, или, что еще хуже, экстремиста, якобы желающего нанести государству непоправимый ущерб.

«Арестован за репост в Telegram»;

«Россиянина арестовали за репост репортажа из музея Второй мировой»;

«С начала 2021 года количество протоколов на россиян по разным частям статьи 20.2 КоАП стало массовым: в качестве меры наказания задержанных штрафуют, либо отправляют под арест»;

«Петрозаводский суд оштрафовал на 10 тысяч рублей многодетную мать Елену Мощицкую. Её также признали виновной в организации несогласованной акции протеста. Мощицкая сделала репост видео – о мирном шествии 31 января. Протокол полицейские составляют без разбора: и на многодетных матерей, и на пожилых, и на студентов, и на людей, которые находились во время акции в другом городе или физически не могли выйти на несогласованную акцию»;

«В Карелии суд арестовал на сутки блогера за призывы выйти на акцию в защиту ветеранов войны»...

Это лишь небольшой перечень того, как именно действует российское законодательство, пытающееся лишить человека права иметь свое мнение без ограничений или оглядки на политическое руководство.

В Абхазии пока еще таких жестких преследований нет, хотя определенные прецеденты были. В частности, после гото, как в конце августа политсовет партии «Форум народного единства Абхазии» (ФНЕА) выступил с резким заявлением относительно планов президента Аслана Бжания передать иностранным инвесторам перепадные ГЭС, лидеров оппозиционной партии вызвали в Службу государственной безопасности для проведения беседы.

Чаще всего правоохранительные структуры республики используют негласный способ контроля и слежки за теми, кто может себе позволить открыто выразить свое мнение. И это касается не только представителей СМИ, но и простых граждан. Проще говоря, их прослушивают и делают это с помощью российских спецслужб, коих в Абхазии развелось великое множество. Вся информация аккумулируется в специальном центре, который предаст ее огласке в нужный момент. И как вы понимаете, это будет сделано, скорее всего, для того, чтобы заставить вас замолчать.

«В нашей стране всегда очень корректно относились к мнению оппонентов. Мы никогда не боялись открыто выражать свое мнение. Сейчас все чаще наблюдаю картину, как люди переходят на шепот или отключают телефон, чтобы, например, поговорить о повышении цен на бензин, об отключениях электроэнергии или коррупционных делах. Все меньше людей готово открыто, от своего лица высказываться, именно потому в абхазском сегменте соцсетей появилось так много анонимов. Люди хотят выражать свое мнение, но боятся последствий», - считает наш собеседник Рауль.

Когда вы читаете о том, что в той или иной стране преследуют за публикацию или высказанную мысль какого-то человека, вы испытываете дискомфорт и даже противитесь такой вседозволенности государственной машины. И это правильно. Но когда подобное происходит в вашем государстве и с кем-то из ваших знакомых или друзей, вы в полной мере начинаете осознавать, что власть такими методами пытается преследовать за инакомыслие, или, если хотите, за право иметь собственное мнение.

С сожалением вынуждена констатировать, что Абхазия пытается перенять у своего соседа, стратегического друга и партнера отнюдь не самые лучшие инициативы. Для нашего маленького общества попытка власти контролировать мысли и мнение граждан может стать пагубной. И важно понять это уже сейчас, пока преследование не стало главной мотивацией руководства Абхазии в погоне за тотальным контролем над собственными гражданами и не привело к полной потере свободы действий.

Кристина Авидзба

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенной Абхазии

____________________________________________________________________________

Материал подготовлен в рамках совместного проекта информационного агентства „Акцент” и неправительственной организации GRASS, осуществляемого при финансовой поддержке Открытого Информационного Партнерства (OIP).

Новости

შემოგვიერთდით

February
2021
S
M
T
W
T
F
S