Accentnews.ge
МИГРАЦИЯ И КОНФЛИКТЫ: КАК УРАВНОВЕСИТЬ ИНТЕРЕСЫ?

МИГРАЦИЯ И КОНФЛИКТЫ: КАК УРАВНОВЕСИТЬ ИНТЕРЕСЫ?

22/09/2021 16:34:43 Конфликты

Миграция - постоянное явление в процессе становления и развития человечества. Люди направлялись на новые места в поиске ресурсов, лучших мест для проживания, убегали от чего-то или кого-то и т.д. Путешествие Человека Разумного из Африки в Европу и Азию - первый научно подтвержденной факт межконтинентальной миграции. Как и всякий другой социальный процесс, миграция несет не только возможности, но и риски. После прибытия сапиенсов в Европе очень скоро исчезли неандертальцы. Почему это произошло - наука толком так и не объяснила. Версий много - от истребления до ассимиляции. Иными словами, миграция несет в себе не только возможность сотрудничества, но и риск непонимания, конфликтов. Эпоха глобализации положила начало новому витку миграции, со всеми вытекающими последствиями. Мигранты – это новые человеческие ресурсы для принимающей стороны. Однако существуют и риски. Конфликт интересов – это риск, который опасно игнорировать. Действительность нам это не раз демонстрировала.

Разработка эффективной модели миграционной политики - один из важнейших вызовов современного мира. И необходимо в полной мере использовать конструктивные возможности, сводя к минимуму риски.

ОДНА ИЗ МНОГИХ

Грузия, как и многие другие страны, не раз становилась коридором миграции, а нередко и местом назначения. Следовательно, ее не обошли риски, связанные с этим процессом. Пример тому - историческое прошлое (об этом - ниже), а также драматические события, связанные с региональными конфликтами 90-х лет и более позднего периода. Волна миграции из зон конфликта обнажила целый «букет» проблем: от этно-политических до социально-бытовых, а также морально-этического характера. И вся эта тяжесть танком прошлась по судьбам десятков тысяч людей.

Валентина Гобозова-Химшиашвили осетинская женщина, мать четырех сыновей, живет со своим мужем-грузином и семьей в Дигоми во временном, как его называют, поселении беженцев. Она одна из активисток организации женщин-беженок «Согласие».

- Жили мы в приграничном селе Окона Цхинвальского региона. А напротив как рукой подать было до осетинского села. Из родных мест пришлось уходить еще в 1991 году. Теперь Окона на осетинской стороне и между нами колючая проволока. В один прекрасный день осетины вышли с автоматами, перекрыли дорогу и стали наводить свои порядки: перекрывали дорогу, скидывали людей с автобусов, оскорбляли... страшно было. Представьте, приходит ко мне родственник грузин, а его не пускают. Затем вошли грузинские военные формирования «Мхедриони» и «Тетри арциви». Мхедрионовцы тоже не церемонились – притесняли и избивали осетин. Конечно, это было тяжелейшее время для всех нас, особенно для смешанных семей.

- Вы жили близко от эпицентра событий. Как начиналось это противостояние, почему осетины решились на такой шаг?

- Грузинское руководство в самом начале допустило роковые ошибки. Сначала из центра пришло постановление – преподавать грузинский в русско-осетинских школах как предмет. Это было правильно, но людей возмутило другое: делопроизводство в учреждениях одним махом перевели с русского на грузинский язык. Представьте, человек работает и вдруг ему говорят, «Все! С такого-то дня все будет по-грузински». А он им не владеет. Получается, хочешь, не хочешь, надо с работы уходить?! Надо было щадить людей и объявить переходной период. Все это накапливалось постепенно и, наконец, осетины начали противостояние – перекрывали дороги, устраивали беспорядки. Но и правительство поступило необдуманно. А затем военные масла в огонь подлили. Когда все уже кипит, достаточно одного слова. Даже между братьями можно посеять вражду. Что же можно сказать о двух народах? - Всем известно, как это происходит: один специально скажет, или неосторожно ляпнет, другой ответит и... как снежный ком! А потом уже никто не помнит, откуда все это началось, кто прав, кто виноват. А виноваты все.

- Как вашей семье удалось выбраться из региона и обустроиться на новом месте?

- Помнится, ко мне прибежала соседка и говорит: Валя, сегодня ночью Мхедрионовцы зайдут. Ты осетинка, надо уходить. А я ей отвечаю: куда с четырьмя детьми пойду?.. Однако пришлось взять себя в руки и бежать от греха подальше. Практически ничего с собой не взяли. Нас укрыла у себя дальняя родственница в грузинском селе. Потом жили в Агаре, в доме одного осетина, который тоже ушел от этих событий, только в противоположную сторону. Муж мой на старом месте был учителем физкультуры. А тут поступил на службу в военную полицию. Потом его в Сухуми направили. А ко мне тем временем, по чьей то наводке пришли Мхедрионовцы. Они хотели нас с детьми на улицу выгнать – как осетинку. Потом разобрались и поостыли. Было очень непросто общаться с людьми. Все были на нервах, взвинченные от тяжелой жизни. Бывало, я стояла в очереди за хлебом, а меня выгоняли. Меня выдавал мой негрузинский акцент. Конечно, было обидно – до слез. Однако, должна сказать, что враждебность была ко всем приезжим. Даже грузин-беженцев не жаловали: мол, вот понаехали и хлеба нет, и ничего нет... Потом нам выделили маленький участок в Дигоми. Тут мы и домик маленький построили.

- Чем занимаются ваши дети?

- Мои дети работают в силовых структурах. Во время войны 2008 года один был где-то в Кодори, другой – в Цхинвали... Даже сегодня помню, как это было жутко. Все ждала звонков, чтобы хоть голос услышать и успокоиться, что живые. Как-то даже принесли весть, что подразделение моего сына перебили и убитых «Камазами» вывозят... Соседи говорили, что боялись со мной заговорить. Я была как каменная, даже плакать не могла. Помниться, третий – Мераб звонит, а мне что-то голос не нравится – совершенно охрипший. На вопрос он ответил, что все в порядке и отключился. Я сразу поняла, что происходит что-то реально страшное. Моей старшей невестке в Агаре тогда пришлось в лесу с детьми прятаться. Они своими глазами отступление наших войск видели. Дети страшно испугались. Очень тяжелые воспоминания...

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ - ХИЗАНЫ

Недавно в фейсбуке пришлось наблюдать интересную дискуссию. Речь шла о сохранении исторического облика Цхинвали. «Не помешало бы восстановить памятник Сталину...» – писал один пользователь. «С каких делов Сталину? За то, что лично, вместе с Орджоникидзе воспрепятствовали в 20-х годах объединению двух частей Осетии?..» – возражал второй. «Объединение двух частей Осетии» – вот в чем главный стержень затянувшегося на годы конфликта, породившего две волны беженцев и океан человеческой боли. Все бурные грузино-осетинские дискуссии, независимо от начальной темы, рано или поздно приходят к базисному вопросу: кому принадлежат права собственности на эту территорию? Припоминаю отчаянные выкрики осетинского подростка: «Убирайтесь отсюда! Это земля моих предков..». И он в это свято верил! Исторические мифы приносят зло как грузинам, так и осетинам. Следовательно, правильное информирование населения на предмет исторического прошлого является одной из корректных мер превенции конфликтов. А ответ на наболевшие вопросы следует искать в документах и источниках.

История появления и расселения осетин в Цхинвальском регионе неразрывно связана с проблемой т.н. «хизанства». По мнению академика С. Джанашия, слово «хизан» - арабского происхождения и означает человека сменяющего место проживания ввиду неблагоприятных обстоятельств. Поначалу это были люди, бежавшие от завоевателей. Позже хизанами стали также называть экономических мигрантов, заключающих по месту прибытия бессрочные арендные соглашения. Хозяином хизана мог стать любой землевладелец: церковь, казна, дворянин, другой крестьянин. Именно в таком формате пару веков назад началась трудовая миграция осетин в Цхинвальский регион и другие места в Грузии. О причинах переселения осетин на территорию Грузии упомянул академик Н. Ф. Дубровин (1837—1894) в своем объемном труде «История войны и владычества русских на Кавказе» Т. 1. СПб.,1871. С. 287.). http://new.runivers.ru/lib/book3084/9700/:

«Малоземельность была причиной того, что часть осетин переселилась на южный склон главного хребта и добровольно отдала себя в кабалу грузинских помещиков... Эти переселенцы и составляют население так называемых южных осетин и, в свою очередь, делятся также на многие общества, называемые по именам ущелий, ими обитаемых...“

Интересная деталь: согласно переписи 1801-1802 г.г, в Кахетии из 2247 комли ( семей) хизанов оказалось 327. Среди них 284 – свободных, 43 – хизан-крепостных (Виктор Гучуа «О происхождении и природе хизанов-крестьян». «Материалы по истории Грузии и Кавказа. Часть 3)

Миграция осетин в этот регион стала активнее после присоединения Грузии к Российской империи. К концу XIX в. в Грузии существовали хизаны коренные – заключившие договор задолго до крестьянской реформы и даже до присоединения Грузии к России. Многие из них, выкупив участки, со временем стали обычными крестьянами. И более поздние хизаны, со стажем проживания не более самидесяти лет.

ОТ МИГРАЦИИ - К ЗЕМЕЛЬНЫМ ТЯЖБАМ

Отношения у хизанов с землевладельцами сложились непростые. По словам автора Ан-пари, случались «уклонения от принятых обязательств и прочие подобные недоразумения, доходящие иногда до открыто враждебных» («Грузинские хизаны и идеология хизанства», Тифлис 1913, стр. 42). Землевладельцы предпринимали попытки выселения. Тогда хизаны бросали в сторону серп и хватались за кинжалы. Писательница Варвара Чередниченко рассказывает об убийстве князя Симона Вазирова в июле 1902 года. Он подал иск на выселение хизанов Гогичевых и дело выиграл. Однако ответчики отказались подчиниться решению суда. Взбешенный Вазиров поднял подати в десять раз и был убит. В день суда город Гори был переполнен вооруженными осетинами, а «начальство очень трусило» (см. «Известия Южно-осетинского НИИ краеведения. Выпуск I. Сталинир 1933 г». стр.170). Начальство трусило не на пустом месте. В воздухе уже витал дух массовых бунтов 1904-1906 г.г, в которых, по свидетельству Ан-пари, хизаны играли едва ли не главную роль.

Очень знаменательно заявление главы фамилии Джабраила Гогичева: «Здесь построился мой дед. Наша семья истратила на эту землю пот и кровь. И не только князь грузинский, а сам царь русский меня отсюда не выселит!».

Иными словами, поначалу разговор шел исключительно о праве пользования участками. Агрессивный заряд, привязанный к земельному вопросу, стал зарождаться именно в те годы. Форму территориальных притязаний это приняло значительно позже. Этому способствовали сначала имперская политика, а позже – ошибки руководства советской Грузии. Также тот факт, что хизаны-осетины проживали компактно – в Горийском уезде и дальше – на прилегающих землях. Эта территория в общем покрывала территорию т.н. Южной Осетии. Так что и перипетии земельной драмы, и их политизация происходили в единой географической среде.

ОТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ТЯЖБ - К ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ПРЕТЕНЗИЯМ

Грузино-осетинского конфликт является наглядным примером того, как экономическая миграция и неправильная интеграция посеяли вражду, затем породили территориальные претензии, дальше – политизацию проблемы и, наконец, привели к военным конфликтам. В результате возникли новые потоки мигрантов; на этот раз – беженцев.

Параллель: в XVI-XVII в.в, при поддержке турков, албанцы поселились на территории нынешнего Косово. Столетия спустя все закончилось межнациональным конфликтом и отделением Косово при поддержке США. Теперь Косово стремится объединиться с Албанией. Параллели с Южной Осетией очевидны.

Политизация проблемы хизанства зародилась по ходу крестьянской реформы 1854 года. Бывшим крепостным предложили выкупить земельные участки. Однако хизаны-осетины не были крепостными и пользовались землей по договорам бессрочной аренды. Договора зачастую были устными, или долго не обновлялись. Имперские власти попытались уточнить списки хизанов, не слишком углубляясь в конкретные ситуации. В результате многие семьи были просто вычеркнуты из списков. Это еще более накалило ситуацию. Суды были завалены жалобами помещиков на арендаторов-хизан. С другой стороны и хизаны подавали прошения защитить их от произвола хозяев. Причем нередко произвол на самом деле имел место. У хизанов нашлись серьезные защитники. В 1885 году бывший управляющий государственным имуществом Тифлисской губернии И.С. Хатисов отрицал право собственников на земли хизанских поселений. Он считал хизан колонистами-культуротрегерами с многовековым стажем, превратившим пустоши в культурные площади. В хизанском законопроекте 1913 года преобладало видение Хатисова, попирающее права землевладельцев-грузин. Однако многовековое культуротрегерство хизан-осетин не подтверждается теми же имперскими переписями. На основании документов из канцелярии Ан-пари («Грузинские хизаны и идеология хизанства» Тифлис 1913 г.) пишет, что по данным переписи 1884 года, лишь 763 хизанских семьи имели давность водворения 50-100 лет. Большую же часть хизанов к этому времени составляли осетины, имеющие «стаж» проживания 25-70 лет. А по официальным сведениям 1893 г. в Боржомском ущелье были зарегистрированы 508 хизанских семей со стажем проживания от пяти до пятидесяти лет.

Интересная деталь: социал-демократы, рассматривающие хизанов как жертв эксплуатации, требовали передать им землю безвозмездно.

Формированию территориальных претензий также поспособствовала имперская территориально-административная политика. Сначала это были просто чиновничьи ошибки. Еще в 1802 году генерал-лейтенант Кноринг в своем рапорте назвал Осетией компактно населенные осетинами ущелья большой и малой Лиахви. Тем самым он поместил «Осетию» посередине грузинских земель. Прецедент получил продолжение: к 40 г.г. того же века география «Осетии» расширилась. Были добавлены окрестности ущелий Ксани, Меджуды, Лехури, Пца. К этому времени чиновники уже осознали искусственность такого подхода. Поэтому в имперской документации параллельно фигурирует:, «Карталинская Осетия», «имеретинские осетины», «осетины проживающие на севере Грузии» и т.д. И только в 1830 году в газете «Тифлисские ведомости» (1830 г. №73) впервые озвучивается пара топонимов «Южная Осетия» и «Северная Осетия». При этом ЮО помещают….посередине Картли! Позже тот же топоним фигурирует в документации «Общества восстановления православия на Кавказе» („История Южной Осетии в документах и материалах»). В 40-х г.г XIX века произошло логическое развитие процесса: был создан Осетинский административный округ.

ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ – К КОНФЛИКТАМ

Окончательная политизация земельного вопроса в форме территориальных претензий произошла в процессе распада империи и формирования будущего СССР. Почва уже была подготовлена. Земельный вопрос подогрел агрессию, а термин «Южная Осетия» уже прочно укоренился в сознании проживающих в Грузии осетин. Двадцатого апреля 1922 года декретом ЦИК и совета народного комиссариата Грузии была создана ЮОАО (Южно-осетинская автономная область). Это было актом поощрения осетинских большевиков. В 1918-1920 г.г. они устроили восстание против демократического правительства Грузии. В 1920 году осетинские большевики потребовали передачи ЮО множества грузинских деревень. Произошли массовые кровавые столкновения. Мирное население уходило с родных мест.

И вот, почти через сто лет, история повторилась: земля опять стала поводом для конфликта и опять при участии России...

«Земля принадлежит тому, кто на ней живет. Это мы живем и трудимся на этой земле. А значит, она наша! И мы никому ничего не должны. Все окуплено потом и кровью».

Это слова осетинского общественного деятеля Тимура Цхурбати. Они один в один созвучны с позицией Джабраила Гогичева. Конечно, участок принадлежит тому, кто на нем живет и трудится. Однако следует напомнить введенным в заблуждение людям: расположена эта совокупность участков на земле республики Грузия, расколотой по злой воле соседнего государства, а также из-за непродуманной политики собственного руководства. С другой стороны, многие жители Южной Осетии верят, что являются аборигенным населением Восточной Грузии. Это убеждает их в справедливости борьбы против грузинских «захватчиков».

Это аргумент в пользу углубленного исторического подхода при решении конфликтов. Людям нужно предоставить корректную информацию об историческом прошлом.

Однако все усилия по достижению социально-политического баланса в конфликтных регионах будут тщетны при отсутсвии корректной миграционной политики и столь же корректных мер по интеграции мигрантов. Забыть об этом в эпоху глобализации - означает заложить новые бомбы будущих конфликтов и получить новые потоки беженцев. Ошибки прошлого – это уроки для избежания их в будущем.

МЕДЕЯ ГОГСАДЗЕ

_______________________________________________

В материале использован фотомонтаж Медеи Гогсадзе

Новости

შემოგვიერთდით

February
2021
S
M
T
W
T
F
S