16-09-2022 23:27:27 Кавказ ,Интервью
Интервью с политологом Стефаном Григоряном.
– г-н Стефан, В одном из недавних интервью Вы отметили, что Армения в этой сложной ситуации оказалась одна. Создается впечатление, что у премьер-министра Пашиняна не так много пространства для маневра: с одной стороны, он должен добиться мира, а с другой — в стране внутреннее напряжение. Такая вот дилемма. Остается ли, на Ваш взгляд, у премьер-министра какой-либо прагматичный выбор?
- Военная агрессия Азербайджана 13-14 сентября была направлена против суверенной территории Армении. Т.е., военные действия Азербайджан ведет на территории Армении, тем самым нарушая принципы ООН. Этот факт подтверждают заявления официальных представителей США, Канады, Франции, Индии, Ирландии и других стран.
Как мне кажется, все эти агрессивные действия согласовываются с Россией и главной целью является разрушение армянской государственности. В этом вопросе у Азербайджана и России цели очень близки, они хотят отрезать Армению от Ирана и Грузии. Фактически, Армению принуждают отказаться от контроля над путями, соединяющими ее с Ираном и Грузией. Все это обставляется так, якобы необходимо срочно провести делимитацию и демаркацию армяно-азербайджанской границы.
Мои встречи с руководителями Армении подтверждают, что ситуация очень серьезная. Как мне кажется, Армении необходимо срочно выходить из ОДКБ. Эта организация даже не осудила Азербайджан за его атаки на гражданские объекты в Армении, за убийство гражданских лиц.
Что нам даст выход из ОДКБ? Он даст шанс на получение военной и дипломатической помощи от США, Франции и Канады. Эти страны осудили агрессию Азербайджана на внеочередном заседании СБ ООН, которое состоялась 15 сентября. И они готовы нам помочь. Надо понять, что Армения идет по демократическому пути развития и ей не место в организации, где не уважаются права и свободы человека.
Кроме того, нам необходимо активизировать нашу дипломатию, т.к. в мире достаточно слабое представление о том, что творится в регионе Южного Кавказа и на армяно-азербайджанской границе.
– Как могут воспринять этот выбор граждане?
– Сейчас очень громко звучат голоса в пользу отказа от стратегического партнерства с Россией и выходу из ОДКБ (либо, приостановления участия в работе ОДКБ). Действительно, Россия сегодня настолько открыто поддерживает Азербайджан в его атаках на Армению и Нагорный Карабах, что иного выхода мы не имеем. Я многие годы говорил о том, что в какой-то момент Россия может переориентироваться на Турцию и Азербайджан, и что было серьезной ошибкой связывать свою безопасность, оборону и энергетику монопольно с Россией. Вот сейчас мы остались без системы безопасности и, в добавок, Россия отказывается давать нам оружие.
Но главная наша проблема сегодня - это политические силы Армении, которые в большинстве своем не представляют будущее страны вне России. Я уже не говорю об агентах влияния в государственной системе и политическом поле страны.
– В одном из интервью вы упомянули, что „Армения должна начать работать с другими игроками“. Кого именно вы имели ввиду, какие возможности существуют в этом плане и каков настрой местного общества по данному вопросу?
– Главными нашими партнерами должны стать США, Франция, Канада, ЕС и Япония. Конечно, сотрудничество с ними существует, однако надо перевести его на стратегический уровень. Отдельные страны ЕС могут быть генераторами (внутри этой организации) интенсивного сотрудничества с Арменией, например, Германия, Литва, Греция и Голландия. Важным партнером может стать Индия. Во многих вопросах наши позиции близки с позицией Ирана (например, в вопросе неприкосновенности общей армяно-иранской границы).
Конечно, нам нужно более интенсивно сотрудничать с НАТО. Однако Турция может блокировать этот процесс.
В разные годы проводились опросы общественного мнения в стране. Должен сказать, что интерес к ЕС и США очень часто превышал 40-50%. Однако, как я уже говорил, главная наша проблема - это качество политической элиты и, конечно же, сильная зависимость от России практически во всех областях.
– По сообщениям из Еревана, на границе с помощью международного сообщества достигнуто соглашение о прекращении огня. Мы мало знаем об этом. Не могли бы Вы подробнее рассказать, как была достигнута эта договоренность, кто был вовлечен в процесс из международного сообщества и каковы условия? Мы знаем, что Блинкен говорил со сторонами. Была ли ведущей его роль, или работала Россия?
– По нашим данным, огромную роль сыграли США. Они, используя свое дипломатическое влияние, остановили продвижение азербайджанских войск вглубь армянской территории. Из дипломатических источников также стало известно об обеспокоенности противоположной стороны тем, что армянские военные героически защищали подступы к городу Джермук. Это сдержало врага, т.к. он мог понести серьезные потери.
– Есть информация, что Нэнси Пелоси посетит Армению. Как вы оцениваете это намерение с учетом обстоятельств?
– Да, в ближайшие часы планируется визит Нэнси Пелоси в Армению. Это крупное событие для нашей страны, тем более, что Нэнси Пелоси приедет в Ереван из Киева. Она посещает те страны и народы, которые подвергаются агрессии из-за их желания построить демократию. Она станет самым высокопоставленным государственным деятелем США среди посетивших за всю 30-летнюю историю армянской независимости нашу страну. Планируется встреча с армянскими экспертами, на которую приглашен и я.
– Есть ли место для переговоров? Какой сценарий развития событий вы ожидаете?
– Как известно, сегодня существуют два переговорных формата: В.Путин-Н.Пашинян-И.Алиев и Шарль Мишель-Н.Пашинян-И.Алиев. Переговорный процесс в обоих форматах идет тяжело и включает в себя три главные темы:
·Подговка принципов Мирного Договора
·Делимитация–демаркация армяно-азербайджанской границы
·Разблокировка коммуникаций.
Здесь главная проблема в том, что если в том или ином вопросе армянская сторона имеет возражения, либо контрпредложения, Азербайджан отвечает военными действиями как против армян Нагорного Карабаха (например, в марте и августе с.г.), так и против Армении.
– Какой вам видится роль Тбилиси в этой ситуации?
– Как известно, Грузия инициировала армяно-азербайджанские встречи как на официальном, так и на гражданском уровнях. Грузия свою территорию предоставила для встреч армян и азербайджанцев. Так, встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана состоялась в Тбилиси несколько недель назад. И это важная работа. Но как мы все понимаем, сегодняшняя Россия не заинтересована в решении армяно-азербайджанских проблем. Для нее они рычаг влияния на ситуацию на ЮК. Думаю, главными сдерживающими силами агрессивного поведения Азербайджана могут стать США и Франция, т.е. одни из ведущих силовых центров мира.
– И последний вопрос. Как вам представляется избавление Армении от российской зависимости, в том числе в экономическом плане, в плане безопасности? Позволит ли это Кремль?
– Конечно, понимая все эти проблемы, нынешние власти Армении в последнее время начали переходить к многовекторной внешней политике. Арменией были подписаны серьезные договора с США, Францией, Германией, Литвой, Голландией, Индией, Канадой, Великобританией и другими странами. Эти договора охватывают самые разные области сотрудничества, включая оборону, безопасность и вооружение. Однако эта работа может принести плоды лишь через 3-5 лет. А защищать нашу независимость и суверенитет необходимо сейчас. Поэтому нужны решительные действия - выход из ОДКБ, объявление евроинтеграции стратегической целью Армении, перевооружение армии по стандартам НАТО и т.д.