28-05-2019 14:47:14 Другие ,Другие ,Право ,Многокультурная Грузия
«Власти не сумеют поставить меня на колени», – заявил сегодня Малхаз Мачаликашвили. 27 мая исполнился год с того дня, когда отец убитого в ходе спецоперации в Панкисском ущелье 19-летнего Темирлана Мачаликашвили разбил палатку перед зданием парламента, требуя выявления виновных в гибели сына.
В годовщину начала своей борьбы Малхаз Мачаликашвили анонсировал проведение новых акций протеста, которые охватят не только столицу, но и регионы Грузии. Сегодня на проспекте Руставели он рассказал журналистам о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться за этот год. Несмотря на давление государства, борьба будет продолжена, пообещал вместе с соратниками Малхаз Мачаликашвили:
«Со дня гибели моего сына прошло полтора года, и за этот период власти вели против меня кампанию травли, провокаций и шантажа. Они ожидают, что сломят меня и увидят меня стоящим на коленях. Но их надежды тщетны – я продолжу борьбу, пусть не рассчитывают, что им удастся замять убийство Темирлана. Я знаю, власти готовят новые провокации, в том числе путем публикации поддельных аудиозаписей. Сегодня я веду войну с государством, от Иванишвили и до самого мелкого чиновника».
Дело Темирлана Мачаликашвили было названо самым проблемным событием в ежегодном отчете Народного защитника Нино Ломджария, которая сегодня выступила на заседании парламентского комитета по правам человека. По словам омбудсмена, до сих пор не получен ответ на главный вопрос – насколько пропорционально была применена сила в событиях, повлекших за собой гибель молодого человека:
«За полтора года расследование так и не выявило ключевых обстоятельств гибели Темирлана Мачаликашвили. Разумеется, бездействие властей порождает волнения и рост протеста. Мы считаем, что этого времени было достаточно для получения ответов от следственных органов. И это далеко не единичный случай – зачастую следствие затягивается на непозволительно долгий период, где мы не получаем ответов от прокуратуры о ходе следствия. Это касается почти всех резонансных дел».
Оппозиция согласилась с аргументацией омбудсмена. По мнению представителя «Европейской Грузии» Георгия Тугуши, рост числа нарушений в области прав человека принял систематический характер:
«Мы видим, что рекомендации доклада от 2017 года нашли отражение и в нынешнем докладе омбудсмена, а это означает, что остаются направления, где власти не могут обеспечить защиту прав человека. Отдельного внимания заслуживают неповоротливость и медлительность прокуратуры при расследовании резонансных дел, включая случаи, приведенные в докладе Народного защитника».
В этом свете показательна позиция, занятая председателем парламентского комитета по правам человека Софо Киладзе. После доклада омбудсмена она высказалась против создания временной парламентской комиссии по этому вопросу:
«Мы в ходе закрытой встречи поставили вопросы главе службы госбезопасности Вахтангу Гомелаури по поводу дела Темирлана Мачаликашвили. Оппозиция была там и получила исчерпывающие ответы на свои запросы. Думаю, если бы в этом деле всплыли какие-то неясности, оппозиция бы предложила создание временной парламентской комиссии».
Необходимо отметить, что все требования Малхаза Мачаликашвили по созданию временной следственной комиссии отвергались властью, предлагавшей дождаться окончательных результатов следствия и только после этого сконцентрироваться на рассмотрении вопроса в парламенте. Впрочем, за прошедшие полтора года следствие не внесло ясности в дело Темирлана Мачаликашвили. Согласно версии прокуратуры, последний был смертельно ранен при попытке применения гранаты против спецназовцев. А по словам представителей семьи Мачаликашвили, он был застрелен спящим в своем доме.