
«Антиамериканский поворот» - в Хельсинкской комиссии прошли слушания по Грузии
11/09/2025 06:08:48 Политика
10 сентября в «Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе» США, известной также как «Хельсинкская комиссия», состоялись слушания по Грузии. Докладчики и конгрессмены резко раскритиковали внешнюю и внутреннюю политику «Грузинской мечты».
«От партнёра к проблеме: антииамериканский разворот Грузии» на заседании под таким названием конгрессмены заслушали:
- пятого президента Грузии Саломе Зурабишвили;
- бывшего министра обороны Тину Хидашели;
- старшего научного сотрудника «Hudson Institute» Люка Кофи.
На слушаниях говорили о необходимости принятия MEGOBARI Act, о сближении «Грузинской мечты» с Россией, Ираном и Китаем и отметили, что это противоречит политике президента Дональда Трампа.
Зурабишвили и Хидашели также обратили внимание на аресты людей на фоне продолжающихся протестных демонстраций, в том числе основательницы издания «Батумели» Мзии Амаглобели.
Что сказала Саломе Зурабишвили?
«Сегодня я здесь от имени тех людей, которые находятся в тюрьме, и символически хочу назвать Мзию Амаглобели — как журналистку, как женщину, которая совершенно необоснованно находится в заключении. Именно от имени этих людей я хочу говорить об отношениях между Грузией и Соединёнными Штатами. Сегодня, впервые за более чем 30 лет, правящий режим Грузии отвернулся от этого партнёрства… и постепенно всё больше сблизил страну с противниками Соединённых Штатов», — заявила Саломе Зурабишвили.
По её словам, партия «Грузинская мечта» становится всё более «антизападной» и «пророссийской», а её публичные позиции «приобретают антиамериканский тон».
В качестве примера она упомянула «публичные нападки на представителей США, враждебные атаки лично на президента Трампа» и «обвинения в адрес США в так называемом требовании открыть второй фронт».
«Параллельно лидеры „Грузинской мечты“ активно углубляют связи, в первую очередь, с Россией (копирование риторики российской пропаганды), с Китаем (проект Анаклия, стратегическое партнёрство после остановки американского проекта, инфраструктурные проекты, безвизовый режим) и с Ираном», — заявила она.
Что сказала Тина Хидашели?
Бывший министр обороны подчеркнула, что национальный интерес Грузии – стратегическое партнёрство с США, включая участие Грузии в международных миссиях в Ираке и Афганистане. Однако, по словам Тины Хидашели, власти отказались от этого пути и сблизились с авторитарными режимами, которые одновременно являются соперниками США, чем ослабляют суверенитет Грузии.
Она также акцентировала внимание присутствующих на роли Грузии в «Срединном коридоре»:
«Грузия находится в сердце Срединного коридора – маршрута, соединяющего Восток и Запад, Север и Юг, современного шелкового пути. Он связывает Европу с Центральной Азией в обход России и Ирана. Возможно, мы малы по размеру, но это наше конкурентное преимущество», — сказала она.
По словам Тины Хидашели, для США «бесценным» является то, что предлагает Срединный коридор, а Грузия — его «ось», без которой «свободного коридора не существует: в случае его потери открываются двери для России, Китая и Ирана».
«Свободная, демократическая, ориентированная на Запад Грузия неприемлема для Москвы и становится всё более проблемной для Пекина. К сожалению, нынешняя правящая партия „Грузинская мечта“ выбрала путь, который служит этим авторитарным интересам, а не противодействует им», — сказала она.
Экс-министр обороны Грузии говорила и о нарушениях, выявленных на парламентских выборах 2024 года, о преследованиях оппозиционных политиков, активистов и журналистов. В своём выступлении Хидашели призвала власти США предпринять шаги в семи ключевых направлениях:
- целевые санкции против лидеров «Грузинской мечты» и их пособников;
- поддержка гражданского общества и независимых СМИ;
- недвусмысленное подтверждение приверженности США суверенитету и территориальной целостности Грузии;
- принятие MEGOBARI Act;
- инвестиции в рамках Срединного коридора, чтобы стратегическая география Грузии не осталась под влиянием Китая, России и Ирана;
- возобновление сотрудничества в сфере обороны;
- расширение связей между народами.
«История Грузии не закончилась. Нас затормозили, да, но мы не повержены. Грузинский народ остаётся верным тем ценностям, которые сделали нас партнёром Соединённых Штатов», — заявила она.
Что сказал Люк Кофи?
Старший научный сотрудник «Хадсоновского института» Люк Кофи, который много лет занимается вопросами, связанными с Грузией, в своём выступлении в основном касался внешней политики. Он заявил, что заявления лидеров «Грузинской мечты» о том, что они сторонники Дональда Трампа, являются ложными. «Всё как раз наоборот», — сказал он и подчеркнул, что сближение с Ираном не соответствует мировоззрению президента Трампа, как и приглашение Коммунистической партии Китая к участию в критически важных инфраструктурных проектах, а также предоставление России возможностей обходить санкции, что «подрывает способность президента Трампа достичь мира в Украине, что является главным приоритетом внешней политики этого Белого дома».
Он также отметил, что «Грузинская мечта» лжёт, утверждая, будто западные должностные лица требуют от Грузии открыть второй фронт против России и говорят о некой «глобальной партии войны».
«Это вздор, и важно на это ответить. Я ни от кого в Вашингтоне не слышал, что Грузия должна открыть второй фронт против России», — сказал он.
Кофи также сделал акцент на потеплении отношений Тбилиси с Пекином и Тегераном. В числе примеров сближения с Ираном он назвал:
- визит заместителя министра иностранных дел Грузии в посольство Ирана на мероприятие, посвящённое «памяти мучеников, погибших в результате нападения израильского режима», где он выразил солидарность с Ираном;
- «незадолго до этого гражданин Грузии был признан американским судом виновным в участии в заговоре Корпуса стражей исламской революции по планированию убийства иранско-американской журналистки», — отметил Кофи.
Что касается отношений с Пекином, Люк Кофи заявил: «Естественно, что Грузия хотела бы наладить тёплые отношения с Пекином. Однако вызывает тревогу тот энтузиазм, который проявляют чиновники “Грузинской мечты” при установлении более тесных связей с Китаем», — отметил он.